Китай препятствует поискам тела погибшего в 1924 году на Эвересте Эндрю Ирвина? Смотрим горные фильмы вместе
Смотрим горные фильмы вместе. The Ghosts Above от National Geographic и Sony. Новая техника позволила запечатлеть новые планы Эвереста. Получился фильм с красивой картинкой. Но целью экспедиции называли поиски тела Эндрю (Сэнди) Ирвина. А здесь американцы ограничились несколькими минутами почти безнадежного поиска… Впрочем, может мы что-то не знаем.
Полная версия фильма сейчас доступна только подписчикам журнала в США. Для всего же мира есть сокращенная версия в 36 минут, которая размещена на YouTube.
История британской экспедиции 1924 года – это один из основополагающих мифов Эвереста.
Напомним, 6 июня 1924 года двойка альпинистов Джордж Мэллори и Сэнди Ирвин вышла в направлении вершины Эвереста и исчезла. Были ли они на вершине? До конца XX века об этом думали только специалисты, которые считали, что шансов на это у англичан не было. В 1999 году был найден хорошо сохранившийся труп Мэллори. И это пробудило большой интерес масс-медиа, и новый всплеск интереса к этой теме. При Мэллори не оказалось фотоаппарата. Это стало поводом для энтузиастов продолжать поиски его спутника Ирвина. Многие из занимающихся этой темой стали сторонниками версии, что в 1924 году англичане всё же достигли вершины. И осталось только найти фотоаппарат как доказательство. Трудно поверить, что там не окажется снимка с вершины…
Различная подача событий почти столетней давности способна вызвать приступ энтузиазма у патриотов, пылкие сердца и неокрепшие мозги могут поверить самым невероятным вещам. Особенно это касается англичан, для которых образ Джорджа Мэллори обретает черты средневекового рыцаря. На Эвересте он, переступив сомнения, жертвует собой ради славы своего королевства. И, можно сказать, что в скором времени, по крайней мере, в Англии, редкими будут скептики. Мало будет сомневающихся в том, что Мэллори и Ирвин был первыми на вершине высочайшей горы в мире. Уже объявлялось о начале съемок художественного фильма, в сценарии которого герои однозначно достигают вершины…
Поиски тела Ирвина, особенно фотокамеры, которая должна быть при нём, стала главной альпинистской проблемой современности на Эвересте. О новых маршрутах уже думают мало. Это не приветствуется ни китайскими, ни непальскими властями. Шерпы негативно относятся к альпинистам экстремалам, которые могут чем-то помешать коммерческим экспедициям. Честно говоря, для настоящих альпинистов Эверест открыт всё время, кроме «весенней страды». Но в нынешних поколениях горовосходителей «настоящих буйных мало». Одну десятую года склоны Эвереста свободны от восходителей и ты не будешь никому мешать.
Проблема оказалась в том, что поиски тела Ирвина необходимо вести именно в короткий период времени года, в мае – начале июня, когда на склонах наблюдается наименьшее количество снега. Но и наибольшее количество людей.
Марк Хорелл, один из ведущих блогеров современного альпинизма, написал в конце декабря рецензию на этот фильм. Он в восторге от съемок, которые сделал Ренан Озтюрк. Применение дрона позволило значительно разнообразить картинку, мы видим ранее недоступные планы. При этом достаточно серьезной критике подвергнут сценарий фильма. Вступительная идея – «мне не интересен такой Эверест», потому что он стал горой толпы. Но ведь это далеко не первый визит Озтюрка на эту гору. И правильной является позиция: жаль, что коммерческое использование стало доминирующим и имеет уродливый вид. От первой идеи идёт вторая. О том, что необходимо как-то ограничить число восходителей. А оно и так ограничено космическими суммами. Но это тема сопутствующая.
Главным конфликтом фильма сделано противостояние шерпов и альпинистов. Мол, сопровождающие съемочную бригаду высотные гиды-носильщики просто не хотели рисковать. И для них главным оказалось достижение вершины - это для них показатель профессионализма. В действительности, экспедиция была изначально обречена на неудачу. При подготовке её нужно было получить гарантии китайской стороны на проведение поиска, потом собирать вещи. Тут пахнет вообще подлогом. Может быть, никакого серьезного поиска тела Ирвина альпинисты не предполагали. Впрочем, тут можно провести историческую параллель. В 1924 году Мэллори и Ирвин не собирались идти на вершину, и уж точно, не собирались жертвовать собой. Для них это был разведывательный выход: узнать возможность пройти к вершине по гребню, проверить, как идётся с кислородом на предельных высотах. Далеко пройти они не смогли с тяжелыми и неэффективными кислородными аппаратами (тем более без них), в сравнительно лёгкой одежде и обуви, в плохом физическом состоянии, в котором они были. Да и поиски правильного пути требовали много времени, это не то, что сейчас идти по верёвкам.
Тема Эвереста остаётся актуальной для средств массовой информации. В 2019 году два американских гиганта National Geographic и Discovery вернулись на северные склоны Горы, чтобы добавить еще картинок и смыслов в уже имеющуюся обширную «эверестиаду». Новые технологии каждый год дают новые результаты, можно сказать, новые достижения. Мы их воспринимаем спокойно, как само собой разумеющееся. Но деньги, которые вкладываются в этот процесс, должны быть, как минимум, возвращены. И тут легенда о Мэллори и Ирвине приходится очень кстати.
Конечно, для Ренана Озтюрка главным были съемки. В течение года подготовки он провёл большое количество времени в подготовке съемок с помощью дрона. Вместе со специалистами из компании производителя готовил аппарат к работе в самых суровых условиях. И, безусловно, именно поиск с помощью дрона должен стать главным средством для нахождения тела. В перспективе, весь северный склон горы должен быть прочесан автоматическим способом с самой большой детализацией. В экспедиции 2019 года была сделана первая попытка такого исследования. По многим причинам, эта попытка, которую можно назвать робкой. Хотя частично подробные съемки с низкой высоты произведены и, может быть, там нашлось что-то интересное. И скрыто до поры…
В период минимального снега, съемка с дрона вполне может дать необходимый результат. Том Холцел, американский миллионер, лет сорок назад был практически единственным человеком, кого интересовала история Мэллори – Ирвина. Он верил в реальность нахождения их останков. Нахождение тела Мэллори подтвердило его идеи. Холцел принял у себя дома участников экспедиции перед их выездом и указал на подробнейшей схеме им место, где по его расчетам должно находиться тело Ирвина. Там и пробовали искать.
В центре сюжета фильма – конфронтация с шерпами, которые не только помогают альпинистам и съемочной бригаде, но и отвечают за их поведение перед местными властями. Из показанного на экране может показаться, что это шерпы воспротивились поискам Ирвина. В действительности, всем вершили китайские руководители, сидящие в базовом лагере. Официально это Тибетская Ассоциация Альпинизма. Они поставили американским гостям жесткое условие – не более 12 часов на нахождение в лагере 3 на высоте 8300 метров. То есть, поставила перед выбором – вершина или поиск. Шерпы настаивали на восхождении и были против поисков без страховки с их стороны. Второй альпинист из команды National Geographic опытнейший Марк Синнотт, который на 10 лет старше Озтюрка, проникся уверенностью пожилого Тома Холцел. И решился на небольшой подвиг. Уже после восхождения на вершину Эвереста, он отвязался от перильной верёвки и пошёл к указанному месту. Увы, безрезультатно. Результатом был только кляузный звонок руководителя группы шерпов вниз, о том, что он снимает с себя ответственность за действия американца.
Можно предположить, что китайцам изначально не нравится идея поисков Ирвина и его камеры. Предположим, найдут. Дальнейшие события могут развернуться следующим образом. Никому не признаются, что нашли. Камеру тайком вывезут. Отдадут в некую сверхлабораторию. А там уж при современной технике изобразят лучше, чем путешествия американцев по Луне. Восхождение британцев доказано! И тогда первенство китайцев на Северном маршруте будет аннулировано. Подобную вещь можно проделать и не найдя тело. Но тут будет больше подозрений в фальсификации.
В фильме прекрасно показана сложность восхождения на Эверест. Картинка подчеркнуто тяжелая и музыка полностью соответствует тревожной, напряженной ситуацией на горе. Всё повествование проникнуто мыслью, что альпинисты находятся на грани жизни и смерти, все больны, всем плохо. Но почему-то это не переносится на английских альпинистов 1924 года. Типа утверждается, что ради идеи они могли всё преодолеть и достигли вершины ценой своей жизни.
ИСТОЧНИК. ЯНДЕКС ДЗЕН КЛУБА 7 ВЕРШИН