Приезжая на горные курорты, мы, туристы, не особенно вникаем в их историю и современную жизнь. Как театральный зритель после третьего звонка мы все еще видим занавес. Эта книга — попытка немного заглянуть за этот занавес и поделится увиденным.
Здравствуйте, друзья!
Меня зовут Константин Банников. Впервые попал я в Альпы 17 лет тому назад как журналист, в составе первого российского пресс-тура. С тех пор написана тысяча текстов для своих и разных журналов и более десятка книжек про Альпы.
Здесь я представляю вашему вниманию свою новую книгу "Шамони. Горы и люди". В силу обстоятельств, она получилась уникальной. Это первое собрание рассказов, разговоров, воспоминаний людей, живущих или живших в Шамони, и создающих у подножия Монблана свое культурное пространство.
Шамони - место особенное. Не будет большим преувеличением сказать, что здесь, у Монблана, зарождался туризм, как особая система отношений человека с миром.
Здесь же произошли тектонические изменения в эстетическом восприятии горного пейзажа - он, считавшийся до открытия Шамони миру, ужасным, и здесь стал, воспетый поэтами-романтиками, прекрасным. Именно здесь, латинский девиз Excelsior - "Все выше", - метафора преодоления, достижения чего-то наивысшего в прямом и переносном смысле, получил непосредственное физическое воплощение в первых шагах горного туризма.
И здесь сложилась профессия горных гидов, что интересно, не без участия России. Помимо строчки Бродского - "И сердце, как инструктор в Шамони, усиленно карабкается вверх", у нас с ними, вообще, как оказалось, есть не мало общего. Например, разделенная пополам судьба Марины Цветаевой. Я включил ее альпийскую историю в книгу о людях, в чьих судьбах Шамони так или иначе процарапал своими пиками - кому шрам, кому скрижаль, кому, как Цветаевой, два в одном.
В общем, эта книга вся о том, что все мы любим. В ней нет никакого "научного анализа", "объективной необходимости", "претензий на истину", равно как и никаких других претензий. Просто, я люблю горы, и люблю людей. Просто, из наших разговоров получилась книжка. "Все на самом деле просто", - как учит бард.
Приезжая на горные курорты, мы, туристы, не особенно вникаем в их историю и современную жизнь. Как театральный зритель после третьего звонка мы все еще видим занавес. Эта книга - попытка немного заглянуть за этот занавес и поделится увиденным.
И вот, в случайных разговорах проступают линии судеб, непостижимым образом сплетающиеся в орнамент истории. И город перестает быть простой совокупностью зданий и улиц.
Вот здание напротив казино, в нем квартира Мишеля Франко. Она же - порт всех океанов и космодром притом.
Здесь Мишель планировал свои арктические и антарктические экспедиции, отсюда отправился пересекать во всех направлениях земной шар. Здесь же хранится и коллекция метеоритов, собирать которую ему помогало племя туарегов, кочевников Сахары.
А этот старый и невзрачный домик - приют последнего местного партизана Второй мировой. Люсьен Тивьерж, маленького роста старичок, возрастом за девяносто, лично не позволил Гитлеру водрузить свастику на вершине Монблана. Он никому не рассказывал эту историю, даже детям, а мне рассказал. Люсьен умер, а его внук этот рассказ прочитал у нас во французском переводе, и собственным внукам потом расскажет. Значит, и Люсьен до конца не умер. Вот зачем и надо писать заметки и превращать их в книжки - затем, что "смерть еще не конец", как говорил Проперций.
А под ледником Ле Боссон живет Морис Ге, человек, нашедший у себя на чердаке в фамильном доме своей жены, женщины из рода Бальма, первооткрывателя Монблана, сундук со старыми рукописными церковными книгами. Находка изменила его жизнь, и он стал историком. Теперь любой житель долины Шамони может заказать у него генеалогическую справку обо всех предках, начиная с тех времен, когда предки эти здесь, за горой, гипотетически могли встретиться с каким-нибудь Леонардо да Винчи.
По соседству с Морисом живет Кати Латам, прекрасная художница, полвека рисовавшая узоры для платков "Гермес".
А вот братья голландцы Вим и Пол, приехали сюда еще пацанами футболки продавать, а сейчас шале в десятки миллионов продают и лучшими ресторанами владеют. А все потому, что в жизни каждого пионера должна быть правильная старушка, которую важно своевременно перевести через дорогу к бару...
И таких людей в книжке собралось почти полсотни. Будет интересно не только лыжникам и альпинистам, знающим эти горы лично, но и каждому, кто любит читать истории, и разглядывать фотоальбомы; в книге около 450 художественных, репортажных и архивных фотографий.
Подобной книги в Шамони не существовало, и то, что удалось ее создать - результат стечения обстоятельств. Вообще, люди здесь не очень охотно рассказывают о своей жизни, особенно друг-другу. Я же здесь человек не просто посторонний, - потусторонний, как пришелец. Вот и сработал эффект попутчика по плацкартному вагону - близким людям не все расскажешь, а выговориться хочется. У одного барда есть строчка: "Давай с тобой поговорим, прости, не знаю как зовут. Но, открывается другим, все то, что близким берегут", - тот самый случай. Так что мои этнографические навыки - разговорить собеседника - здесь мне очень и очень пригодились.
Люди разных культур узнают себя и друг друга в атмосфере диалога, живого общения. И данное издание призвано разрушать барьеры, клише, стереотипы. До сих пор словосочетание "русские в Альпах" часто воспринимается и в России, и в Альпах в контексте приключений русских олигархов в Куршевеле. Но, Шамони - город, где образ России по-прежнему несет отголосок Серебряного века. Здесь помнят и любят Цветаеву, Бунина, Дягилева, Шагала, Стравинского. Хотелось бы, чтобы эта традиция восприятий не прерывалась. Поэтому, если наш издательский проект принесет прибыль, то она целиком будет направлена на следующее издание этой книги, уже во французском переводе. Это будет наш общий подарок Альпам, Франции, Шамони - из России, с любовью, в самом прямом смысле слова.
Об издании
Однажды я для себя решил, что книга в эпоху интернета возвращает себе свое качество драгоценности, которым отличалась тогда, когда писалась на пергаментах. То есть, в эпоху виртуальных телекоммуникации физически изданная книга обязана быть красивой. Поэтому, все книги, которые я написал и издал, они красивы, а эта будет самой красивой. Мы напечатаем ее - не на пергаменте, конечно, но на лучшей финской бумаге, в красивом переплете, в твердой обложке, и при этом она не будет слишком дорого стоить. Цена пока выглядит среднерыночной для подобного рода российских изданий, и в два раза дешевле по сравнению с европейскими. Мы устраняем все посреднические структуры - оптовиков, силовиков, магазины, логистику - все то, что увеличивает стоимость книги в разы. В этом я вижу грандиозную пользу соцсетей и краудфандинговых платформ.
Технические детали
Формат 210 Х 260 мм. Количество страниц в пилотном экземпляре 360, в тираже будет увеличено за счет возможного включения новых статей, предисловия и благодарностей. Сдадим в печать, ориентировочно, по предварительным рассчетам, во второй половине февраля. Общий целевой тираж - это 5000 экземпляров. Но здесь мы указываем сумму, достаточную для печати первых трехста экземпляров. Если удасться собрать больше, тираж будет соотвественно увеличен.
Об авторе книги
Константин Банников - российский журналист, фотограф, антрополог, доктор исторических наук, член Европейской ассоциации социальных антропологов, преподавал в разное время в РГГУ и ВШЭ. В настоящее время руководит Центром антропологических исследований ARC, организует Альпийские летние школы культурной антропологии, и издает научно-популярный журнал "Монблан".
Автор более тысячи популярных и научных статьей, написанных для широкого спектра изданий, от Большой Российской Энциклопедии до National Geographic. Среди его книг о личных путешествиях - "Фактор пространства" (этнографические этюды о странах и народах мира), "Едем в Альпы! Все о горнолыжном туризме" (в соавторстве с Юрием Ульяновым), и десятитомник "Destinations: Едем в Альпы!".