Федор Конюхов стартовал!
6 декабря, в 20:08 по новозеландскому времени, Фёдор Конюхов пересек стартовую линию, и отправился в одиночное плавание на весельной лодке «АКРОС» от Новой Зеландии (Южный остров, порт Чалмерс) к мысу Горн.
Протяженность маршрута – 5 500 морских миль. Впереди у Федора Конюхова громадный Южный океан со своими неистовыми штормами, ураганными ветрами и айсбергами. Со всеми этими трудностями ему еще придется столкнуться, а сегодня у Фёдора Конюхова первая ночь в океане. Прогноз благоприятный — 10-15 узлов юго-западного ветра, зыбь 2 метра. Чистое небо. Этого погодного окна пришлось ждать ровно месяц. Команда прибыла в Новую Зеландию 5 ноября и вот, спустя месяц, появилось первое подходящее окно для старта. Фёдор Конюхов планирует пройти первый этап за три летних месяца – декабрь-январь-февраль.
Команда российского путешественника еще несколько дней пробудет в Новой Зеландии, чтобы убедиться, что на борту все в порядке, все системы работают исправно, и в начале следующей недели отправится в Москву.
От имени оргкомитета проекта мы благодарим мэрию города Dunedin и лично Dave Cull, Des Adamson и Sarah Bramhall, береговую службу Dundein Coast Guard, лоцманскую службу Port Otago Pilot, компанию Port to Port Cruises и лично Rachel McGregor, а также наших близких друзей — Murrey Robertson and Rhona Daysh и наших соотечественников, проживающих в Данедин, за помощь в организации подготовки лодки и старта.
За продвижением лодки можно следить здесь.
*******
Интересное интервью Федора Конюхова
Духовность не объяснить. Это как любовь
«Фёдор Филиппович уезжает в Вологду. На следующей неделе тоже вряд ли получится побеседовать, он летит в Бристоль. По телефону? Нет, он по телефону интервью не даёт».
Застать Фёдора Конюхова в Москве непросто, и даже если он в городе, свободного времени у него практически нет. Мне просто повезло — благодаря его сыну Оскару и помощнику Владиславу удалось «перехватить» Фёдора Филипповича за 2 часа до очередной поездки в его мастерской, построенной посреди обычного московского двора недалеко от Павелецкого вокзала. Оказалось, что это не просто мастерская. Это целый мир, в котором всегда люди, всегда что-то происходит, что-то обсуждается, затевается. За воротами — небольшой домовый храм, аллея Российской славы, музей якорей, музейно-храмовый комплекс во имя святого Феодора Ушакова, центр путешественников и келья самого Фёдора Филипповича. Вокруг — памятники святым и просто замечательным людям: преподобному Сергию Радонежскому, святителю Николаю, государю Иоанну III — «собирателю Руси», а также внушительных размеров указатель: «Эверест — 4890 км. Мыс Горн — 15561 км. Мастерская Ф. Конюхова — 0 км».
Фёдор Филиппович — не только самый известный российский путешественник 21 века. Он священник Русской Православной Церкви, причём потомственный. Читаю мемориальные доски во внутреннем дворике: «Протоирею Николаю Конюхову, принявшему мученическую кончину за веру христову 28 декабря 1918 года. Обливали водой на морозе, пока тело его не заледенело»; «Священнику Симеону Конюхову, расстрелянному после жестоких пыток и издевательств в 1918 году»; «Священнику Петру Конюхову, расстрелян 19 декабря 1936 года»… Целая стена таких вот досок.
Перед входом в саму мастерскую надпись на чёрном граните: «Друг мой, ты хоть раз поставил свечу в храме за тех, кого ты обидел или кому не вернул долг?»
«Когда забивал крюк в эту гору, до меня дошло — надо созреть духовно, чтобы молотком по нему стучать. Чтобы у тебя было право — вбивать крюк в Эверест». Это цитата из вашей книги. А что значит, по-вашему, созреть духовно?
— А что тут непонятно?.. Давайте так, духовность не объяснить. Так же, как и любовь. Что такое любовь? Вот объясните мне, что такое любовь? Любовь к Богу, любовь к жене, любовь к детям. Любовь мужчины. Ну, по-настоящему. Это необъяснимо. Это чувства. Чувства не объяснить. У меня чувства, пускай, к моей жене, матушке, — то одни. У вас чувства к своему мужу — тоже любовь, другие. Так и здесь, духовно созреть — это не значит просто церковь посещать. Как часто мне говорят: «Я не воцерковлен, извините». А что такое «воцерковлён»? Можно знать все правила, а не верить в Господа Бога. Наш Господь Бог Иисус Христос — это любовь. Любовь к ближнему. Вот идёшь ты по улице, стоит мужчина, женщина или старик, богатый или бедный, и ты хочешь, чтобы у него всё было хорошо так же, как ты хочешь, чтобы сын твой был жив‑здоров. И не важна ни национальность, ни вероисповедание. Если ты начинаешь любить только по своему вероисповеданию, то ты попался. Потому что наш Господь Бог Иисус Христос говорил: «возлюби ближнего, как самого себя», и не говорил, что люби ту или иную национальность. Не говорил. Это как раз фарисеи и книжники говорили. Кто распял Иисуса Христа? Как раз фарисеи и книжники. Они закон знали: правильно встать, правильно развернуться, правильно одеться. А любви к Богу и любви к ближнему у них не было. То же самое и здесь: «духовно». Как сказано в Священном писании? — «если ты находишься здесь телом, а не находишься духом, то сие бесполезно». К Эвересту, чтобы стоять на этой вершине, ты должен созреть духовно, а не только мышцы накачать и полезть. Так же, как надо духовно созреть, чтобы писать ту или иную картину, даже вот интервью чтобы сделать, надо созреть, именно духовно.
А вообще, не хотел бы я поучать, о духовности рассуждать. Я ведь не хожу на радио, на телевидение, я занят своим делом. Я люблю свой мир. Я профессионал в своём мире. Я никогда не был в Храме Христа Спасителя. Ну, когда его построили, был один раз, посмотреть. Я не хожу на Красную площадь, я там лет 20 не был. В театре мы с женой в последний раз были году в 92‑ом.
Как поучать? Вот, стоит в храме молодой священник и поучает бабушку, или дедушку, или мужчину, который прожил жизнь. А я так стою и думаю: «А ты хоть рубль заработал, стоя у станка? Ты же жизни не видел. А стоишь, поучаешь бабушек». Надо созреть. Жизненно созреть, чтобы что-то говорить, поучать. Где вы видели, чтобы наш православный священник помыл полы в церкви? Где вы видели? Нет такого. А православный священник должен мыть полы в своём храме. Когда я был, допустим, в Эфиопии, у них батюшки, священники — волонтёры. Им никто не платит. Они работают на лошадях, на тракторе. Сами полы моют, убирают. Там мужчины все делают в храме и всем в храме распоряжаются. Ну, женщины помогают, но не так, как у нас. А у нас храмом распоряжается кто? Бабушки. А бывают бабушки разные. Часто я вижу в церкви, стоят все злые, всех осуждают. Зайдёт девочка какая-нибудь в короткой юбке — тут же бабушка выгонит ее. Какое ты имеешь право выгонять девочку? Даже если она в короткой юбке. Ты объясни ей, ты поговори с ней. Кто этой девочке объяснил? Так ты ей объясни. Почему ты берёшь на себя право выгонять кого-то из храма? Они, эти бабушки, там пристроились, командуют, а батюшки им позволяют.
Когда у Вас что-то не получается или просто силы на исходе — в жизни или во время экспедиции — что вас поддерживает?
— Ну, у меня такого не бывает, чтобы упадок сил случился. Я живу тем, что ставлю цели, задачи и их решаю. У меня не бывает депрессий. Ко мне приходят иногда люди, говорят, ну, «будет, как Богу угодно. Что Богу будет угодно — всё сделается». А мне скучно так, что они начинают лазейки искать — «Богу…, знаете, не угодно или угодно…». Как сказано: «На Бога надейся, а сам не плошай». Понимаете? Сказано в Святом писании, что Господь Бог «как лилии одевал, так и вас оденет, как птиц накормил, так и вас накормит». Но это не значит, что вы должны сидеть и ждать, ничего не делать. Есть у меня один знакомый человек, правда, уже не приходит давно. Ну, лодырь. Нигде не работает, вот как приходит, так сядет и сидит. Я говорю: «Ну, что сидишь?» Он мне: «Господь сказал, что я вас одену, как лилию, она не шьёт, не ткёт, а красиво одета. Так и я». Видите? Он начинает лазейку искать. «Нет, — говорю, — дорогой ты мой Семен, нет, ты должен работать. На Бога надейся, а сам не плошай. Да, Господь поможет, если ты тянешься, если ты стремишься. Ты должен верить в него. А если ты лодырь? Веришь, а ничего не делаешь, не помогаешь людям… Ты же нагрузкой становишься для других. Мама, папа, жена тебя кормят. Какой же ты верующий? Они работают, они, как говорится, недосыпают, они тебе отдают, пускай, какие-то крохи, но всё равно отдают. Какое ты имеешь право брать? Надо работать, дорогой, не надо прикрываться господом Богом».
Надо ставить себе цель и к ней идти. Вот я сейчас хочу построить в Москве скульптуру Николая Чудотворца. У нас православная Москва. В Москве самое большее количество церквей и часовен Николая Чудотворца. А нет ни одного его скульптурного образа. Ни одного в Москве! Со своим другом Олегом Молчановым я вылепил образ из глины, как образец (показывает на глиняную скульптуру в метр высотой). И вот иконка у меня: стоит Николай Чудотворец, в одной руке держит мыс Горн (символическое место для яхтсменов, моряков), в другой держит парусную яхту. Представляете, как красиво будет? Скульптура из бронзы, весить будет 3 тонны, высотой 4,5 метра. Деньги вот ищем. Один литейный килограмм бронзы стоит 1100–1200 рублей, то есть, чтобы отлить, надо 3 миллиона рублей только на бронзу, даже побольше. Это немалые деньги, но оно того стоит. Это ж на века будет стоять, правильно? Тем более, Николай Чудотворец. Его любят все. Я, когда летел на воздушном шаре вокруг света, пообещал себе, что, когда вернусь, этим займусь… Пока не поставлю памятник — никакой экспедиции не будет.
А может ли неверующий человек быть духовно богатым? Атеист, допустим?
— Знаете, вы посмотрите словари. Что такое «атеизм»? Атеист — это человек, ни во что не верующий. Вот точный перевод. Но такого человека на земном шаре практически не найти. Люди должны во что-то верить. У меня был знакомый протестантский священник из Канады. Мы с ним ходили в 1988 году на Северный полюс. Он очень легко говорил: «Кто-то верит в денежную систему: если у него будут деньги, то он всё сможет — и купить здоровье, и вообще все. Кто-то верит в политическую систему: если политики будут хорошие, то всё будет хорошо. Ну, там, пускай, кто-то верит в американскую систему, кто-то — в российскую, кто-то — в европейскую, китайскую политическую систему. Он в это верит. А я верю в Бога».
Если ты не веришь в Бога, это твоё право. Но если ты к нему не тянешься, и он тебя не будет замечать. Что такое Господь Бог? Господь Бог — это все. Все! Вот говорят: «Бог тебя накажет» — и все думают, что Бог наведёт болезни, беды там всякие… Нет. Это если ты от него отвернулся, то и он тебя не замечает. Тогда ты без Бога, конечно, будешь и болеть, и страдать. Потому что человек не может быть сам по себе. Он должен быть или с Богом, или с другими. Ну, с другой силой. Пускай, с сатаной. Если тянешься к Богу, к свету, значит, ты будешь светлый, и он тебя будет поддерживать, даст тебе силы работать на благо людей, на благо природы, он тебе будет помогать. Но если ты работаешь на другие силы, тогда Бог тебя просто не замечает, и вот эти силы, сатанинские, они тебя и наказывают… Но Господь… он же — любовь. Как он накажет?
Богатый человек может обрести богатство духовное?
— Я думаю, что человек должен созреть и к материальному богатству. Вот у меня есть знакомый миллионер из Австралии — Дик Смит. Его все любят. Весь мир его знает, он выпускает журнал об экологии Australian Geographic, финансирует экологические программы, помогает малоимущим, его дети любят. У него деньги есть, и ему это помогает развиваться духовно. А у нас миллиардеры ведут себя как?.. Есть деньги, возможности, все есть, чтобы сделать мир лучше, а они, наоборот, тупеют, тупеют, тупеют. Сейчас мы хотим погрузиться в Марианскую впадину. Работаем над созданием уникального батискафа, способного работать на глубине 11 километров, стоимостью порядка 15 миллионов долларов. Деньги большие, но это будет аппарат многоразового использования, с его помощью учёные лет двадцать смогут изучать предельные глубины Мирового океана. За всю историю человечества было два пилотируемых спуска в Марианскую впадину: в 1960 году — швейцарец Пикар и в 2012 году — американец Камерон. На Луну больше высадилось людей. Пока не можем найти такой спонсорский бюджет, чтобы запустить процесс строительства. Многие считают, что это дорого. А я был на моторной яхте, которая стоит 100 миллионов. Там ничего интересного нет, никаких новых технологий. Только роскошь, много палуб, диваны, каюты, в одной каюте был золотой унитаз. Я думаю, это ж как так нужно унизиться, как надо человеку опуститься, чтобы садиться на золотой, не позолоченный, а именно золотой унитаз. Думаю, есть ли у человека вообще совесть… нет, совести нет. Это ж унижение, считаю. Я не против дорогих яхт, но ты же можешь потратить деньги на новые технологии. Это могут быть исследования в области медицины, физики или космического пространства. Оставить после себя какой-то след, создать что-то новое. Или потратить часть средств на какую-то научно-исследовательскую деятельность как Жак Ив Кусто. Надо яхту такую строить, чтобы она была достойна, чтобы могла идти вокруг света без остановки в ураганных ветрах. Это не стыдно — иметь такую яхту.
Священник вот, я считаю, не имеет права на богатство. И священник не имеет права ездить на дорогой машине. Почему? Священник не зарабатывает деньги, он живёт на подаяние от прихожан. Если ты священник, то должен любить всех людей: и нищих, и обездоленных, и богатых. Правильно? Но не выбирать. И одеваться лучше, чем твои прихожане или ездить на лучшей машине, ты права не имеешь. Я недавно прихожу к своей жене и говорю: «Матушка Ира, (у меня жена — доктор юридических наук, профессор) меня наградил Владыка, надо купить облачение. Я там присмотрел, в магазине Софрино. Ну, самое слабенькое 60 тысяч стоит». Она мне: «Я — доктор наук, профессор, читаю лекции, (она же читает даже в Сорбонне, знает 3 языка) по тысяче человек ко мне приходит, и у меня костюм таких денег не стоит. А ты с отцом Романом служишь — там у вас в обычный день 3 бабушки приходят. И ты будешь перед ними красоваться в таком облачении?» И она права. Кто мы такие, чтобы на себя надевать за 60, за 100, за 150 тысяч рублей облачение и являться в храм, в который к нам приходят бабушки в скромной одежде. Я не унижаю бабушек. Это не унижение. Она в стоптанных ботинках приходит и отдаёт всё своё, как она говорит, священнику на храм. Разве наше облачение Богу надо? Господь Бог наш Иисус Христос ходил в одном простом рубище.
К сожалению, мы все нарушаем заветы нашего Бога, и я первый, кто нарушает. Напоследок ещё историю расскажу. Поднимаемся мы на Эверест в 2012 году. Сидим в палатке в базовом лагере: нас 7 человек русских, православных, 6 ингушей, мусульман, и буддисты были. Сидим, кушаем. Экипировка на Эверест от 7 тысяч долларов: комбинезон, ботинки, рукавицы, прочее снаряжение. Ну и вот. Встаёт ингуш, начальник экспедиции, и говорит: «У нас пророк Мухаммед такой был скромный. У него на халате было 30 заплаток! А мы здесь сидим, столы ломятся. По 7 тысяч долларов на себя тратим». Ну, я встаю и говорю: «Наш Господь Бог Иисус Христос был очень скромный. Ходил босиком в одном рубище. И наши святые (перечисляю): Серафим Саровский, Сергий Радонежский, такие вот были. Рассказал про них. А мы здесь…». Встаёт буддист, говорит: «А наш Будда из княжеского рода, изначально богатый был, но всё бросил и не имел ничего…»
Интервью подготовила Елена Лихачёва