Две свиньи и мешок риса или как азербайджанский альпинист «откупился» от диких племен Папуа
Продолжая свой путь к высочайшим вершинам, известный азербайджанский альпинист Вадим Вокрячко побывал в Австралии и Океании.
В интервью сайту Зеркало он делится самыми интересными, невероятными и шокирующими подробностями:
Вы только что возвратились из другого конца Земли, и это было ваше очередное путешествие в рамках программы «Семь вершин». Какие впечатления?
— Впечатлений по возвращению из поездки в далекие и весьма экзотические страны, конечно, много. Было, к сожалению, и трагическое событие на горе, напомнившее всем, что от случайностей, особенно в горах, не страхует никакой опыт.
Была и радость жизни от короткого визита на «Остров Богов» — Бали, где не сразу привыкаешь, что пальмы, песок и бирюзовое море это не образцовые картинки для заставок на рабочий стол компьютера, а вполне реальные пляжи, куда можно дойти пешком или доехать на арендованном скутере, или же доплыть на одной из многочисленных прогулочных лодок.
Были и удивительные, где-то даже шокирующие открытия, сделанные во время посещения нескольких племен папуасов.
В почти трехнедельное путешествие вошло, также, довольно близкое знакомство с австралийской фауной, так хорошо знакомой из книг, фильмов и журналов, но все еще такой удивительной, необычной и своеобразной.
Несомненно, вам есть что рассказать читателям, тем более что вы стали первым альпинистом в Азербайджане, покорившим вершину Джая…
— Да, это стало ясно, когда во время неспешного послеобеденного разговора, через несколько дней после покорения вершины, члены нашей команды стали обсуждать географию, общемировые проблемы, способы вязания узлов и статистику.
Конечно, после проведенной проверки, этот факт стал предметом моей гордости, стимулом для дальнейших восхождений и поводом рассказать о нем друзьям, знакомым и всем тем, кто рад услышать о достижениях азербайджанского спорта.
Расскажите об этой горе…
— Пирамида Карстенз или как ее называют индонезийцы Пунчак Джайя – высочайшая вершина(4884 м) острова Новая Гвинея, относящаяся к материковой части Австралии.
Изначально от континента Австралии в проект «7 Вершин» входил, известный нам по школьной программе географии, пик Косцюшко (2228 м).
Однако эта гора, заметно выделяется среди остальных, входящих в проект своей экстремально легкой «проходимостью». Это, в основном, горнолыжный курорт, где от точки, куда вас поднимет подъемник, до вершины проложена 7-ми километровая тропа, почти на всей протяженности состоящая либо из металлического помоста, либо каменной брусчатки, либо прорезиненного покрытия.
Путь на вершину этой горы сложно назвать покорением. Возможно, именно поэтому с некоторых пор в проекте «7 Вершин» решено рассматривать Австралию в более широком контексте – как материк, что позволило включить именно пирамиду Карстенз в список высочайших гор континентов.
И хотя оба варианта списка признаются равноправными, существуют, все-таки, некоторые разногласия между их сторонниками.
Я решил не вступать в споры и посвятил несколько дней после завершения программы в Новой Гвинее поездке в Австралию и «покорил» также и пик Косцюшко.
Но даже такая простейшая гора внесла определенный элемент приключения, когда в условиях плотного тумана я неверно понял указатель и свернул с тропы, а когда попробовал «срезать», то почти потерял ориентацию в пространстве.
Около часа, пользуясь указаниями компаса, я шел в тумане в направлении вершины по явно нехоженой местности, пока не вышел на обустроенную тропу и уже без приключений добрался до вершины.
В отличие от Косцюшко, Карстенз считается одним из труднейших восхождений с самым высоким техническим рейтингом. Насколько вы ощутили это на собственном примере?
— Когда слушал или читал рассказы знакомых о прохождении горы, смотрел фото и видео отчеты, то создавалось впечатление, что мне предстоит легкий, веселый и приятный короткий выход, возможно, лишь чуть тяжелее однодневного похода с рюкзаком за плечами.
Изредка проскальзывавшие фразы о тяжелой работе на веревках, или нескольких «реально страшных» местах, воспринимались либо как некое кокетство, либо как некоторое драматическое преувеличение.
В реальности это было многочасовое восхождение по почти отвесным участкам, по узким вертикальным расщелинам шириной в полтора — два метра, по каменистому гребню, где по обе стороны пропасть, дно которой не видно в тумане, переход на пропастью по протянутому канату и короткие «маневры» между отвесными скалами, когда нужно сделать несколько шагов, не обращая внимание на теряющуюся в тумане бездну под ногами. Вот когда вовсю работает знакомое с детства – «Не смотри вниз!»
Правда ли что доступ к горе требует специального правительственного разрешения?
— Да, восхождение на большинство гор, так или иначе, связано с получением разрешения местных властей, и горы часто служат естественной границей между странами и регионами. И как любая граница, горы часто являются неспокойным местом.
На подступах к пирамиде Карстенз действуют вооруженные партизаны, так что единственным безопасным способом попасть в базовый лагерь является заброска вертолетом.
Что было самым сложным моментом на пути к цели?
— В первый день пребывания нашей команды в базовом лагере от случайно сорвавшегося камня трагически погиб один из опытнейших местных горных гидов. Все находившиеся в лагере альпинисты и гиды были потрясены и подавлены трагедией и были готовы отказаться от восхождения. Даже зная и принимая факт, что горы часто забирают жизни, сталкиваясь близко с подобной трагедией очень тяжело ее осознать, выбрать должные и правильные действия. Мы все же решили, что правильнее будет, отдавая дань уважения погибшему, продолжить восхождение.
А самым запомнившимся?
— Почти 200 метров спуска в водопаде. К моменту спуска с горы усилился дождь, мелкие ручьи собрались в потоки, и тут стало ясно, что те узкие вертикальные расщелины, по которым мы поднимались, на самом деле являются руслами, по которым вода сходит с гор после дождя.
Веревки провешены именно по ним, так что выбрать более сухой участок для спуска не было никакой возможности. Очень торопились, опасаясь возможного ухудшения погоды и чтобы потоки воды не стали непроходимо мощными.
В Азербайджане вы уже установили рекорд, покорив почти все высочайшие точки мира: Эльбрус, Килиманджаро, Монблан, Винсон. Наверняка все это в корне изменило вашу жизнь…
— На самом деле, первым уроженцем Азербайджана, выполнившим программу «7 Вершин», является Исрафил Ашурлы. Ему также принадлежат и другие многочисленные достижения и рекорды в области альпинизма.
Мне пока принадлежит только одно скромное достижение – стать первым гражданином Азербайджана на вершине высочайшей горы австралийского материка.
Что касается влияния гор на мою жизнь, то, я, пожалуй, не могу разделить ее на «до» и «после». Сколько себя помню, горы всегда вызывали у меня особый трепет и восхищение, просто теперь некоторые из них стали гораздо ближе.
Эверест. Для вас это мечта или новая цель?
— Сейчас это для меня это стало той мечтой, к которой есть ясный путь, по которому я уже сделал несколько шагов и знаю, какие шаги сделаю следующими.
В апреле — мае 2019 года я вместе с командой клуба «7 Вершин» отправляюсь в экспедицию на главную вершину мира. Как раз сейчас веду переговоры с иностранными спонсорами, у которых, очевидно есть интерес представить свою продукцию на крыше мира.
Учитывая всю сложность этого восхождения, готовы будете возвращаться на Эверест, если не получится взойти с первой попытки?
— Я серьезно готовлюсь к этой экспедиции, представляю возможные сложности и испытания, знаю, что такое идти через «не могу» и как выкладываться «по полной».
Я готов рисковать и идти до конца, но лишь в той мере, пока это позволяет мне вернуться к семье живым и здоровым. Чтобы попытаться еще раз и еще, и еще, если потребуется.
Горы, перелеты на другие континенты… Как проходит адаптация по возвращении домой?
— Теперь уже буднично и привычно. Пару недель бодрствования по ночам и дневной борьбы со сном.
Если говорить о выражении «По зову сердца», то куда вы готовы отправиться в следующий раз и когда?
Сейчас все мысли и планы только об Эвересте.
Вопрос о папуасах я специально приберегла на «десерт»…
— После спуска с пирамиды Карстенз, когда все формальности и обязательства перед спонсорами были выполнены, у нашей команды появилась возможность поближе познакомиться с жизнью и бытом коренного населения Папуа.
Наверное, многим приходилось бывать в различных частях мира на представлениях в «этнических» деревнях. Обычно это более или менее хорошо поставленные и отрепетированные национальные танцы и песни, в соответствующих костюмах, на специально сооруженной сцене либо на расчищенной площадке на фоне традиционных для данного региона деревенских построек.
Исполнители — это обычно жители близлежащих городов или деревень, специально для представления прибывающие, часто на собственном транспорте и ко времени посещения туристами переодевающиеся в традиционные костюмы только на время представления.
В Папуа все было не так. На острове, помимо городского населения, есть до 2000 мелких с населением 20-100 человек папуасских деревень, население которых исключительно мало контактирует с цивилизацией и живет в полном смысле этого слова первобытном обществе.
Практически каждая деревня имеет свой, малопонятный даже соседям диалект, не имеет письменности и не ведет счет времени. Учет населения никто не ведет и не пытается, жители таких деревень не имеют паспортов и не стремятся как-то изменить свой уклад жизни.
Благоприятный экваториальный климат позволяет им счастливо жить, занимаясь исключительно натуральным хозяйством. Нет необходимости даже делать запасы – с грядок собирается только то, что необходимо для сегодняшней трапезы.
Самая популярная «валюта», действующая в племенах – свиньи местной породы, хотя племена, живущие в относительной близости от городов, не против иногда получать и привычные нам деньги.
Климат делает ношение какой-либо одежды ненужным, разве что женщины носят импровизированные юбки, а мужчины только очень примечательный аналог нижнему белью, который папуасы называют «холим», а индонезийцы «котекой», служащий только для защиты гениталий от повреждений ветками при ходьбе по лесу. Иногда этот предмет гардероба используется для переноса каких-либо необходимых в быту мелочей.
Копья и стрелы – то чем пользуются папуасские мужчины для охоты и войны. С межплеменными войнами связана одна из самых шокирующих традиций Папуа.
Традиционные верования предписывают съесть убитого врага, чтобы избежать нападения его духа, да и просто, случайно погибший соплеменник может стать источником пищи. Случаи каннибализма регулярно фиксируются на острове, а с учетом того, что значительная часть населения живет в труднодоступной местности и крайне редко контактируют с властями, о масштабах этого явления остается только догадываться.
И зная об этом, вы все равно решили рискнуть?!
— Вооруженные такими сведениями, полученными от наших местных гидов, мы отправились в гости к одному их таких племен.
Племя, куда мы приехали, полностью сохранило традиционный уклад жизни, однако близость к городу и дороге позволило получать дополнительный доход от визитов туристов.
Вождь племени — Папа Яли может объясняться на английском и уже несколько лет принимает туристов, развлекая их представлением, когда внезапно, на идущих по тропе туристов нападают с луками и стрелами обнаженные воины племени в боевой раскраске, сотрясая воздух воинственными криками вах-вах!
Мы стали свидетелями битвы двух группировок, в результате которой «убили», как минимум одного воина, а нас все-таки пустили внутрь деревни, после вручения вождю заверений наших добрых намерений — две свиньи и мешок риса!
Что представляет собой жилье папуасов?
— Деревня представляет собой огороженный участок леса, приблизительно 50 на 20 метров, с мужскими хижинами по правую руку, женскими по левую, и хижиной вождя в середине.
Хижины двухэтажные, на первом этаже место для костра, наверху место для сна, этажи высотой 100-120 сантиметров. Это практически полное описание этих жилищ!
Мебель, электричество, водопровод, канализация – без всего это жители племени счастливо обходятся.
Папуасы оказались гостеприимными?
— Для нас устроили праздничную трапезу: забили и освежевали поросенка и продемонстрировали традиционный способ его приготовления.
В заранее приготовленную яму укладывают слой раскаленных на костре камней, на него слой листьев, а на него укладывают мясо. Затем опять слой листьев и раскаленных камней.
Огонь для костра получили, конечно, не спичками, а традиционным трением. Пока готовилось это угощение, появилась возможность поближе познакомиться с жителями деревни и приобрести традиционные папуасские украшения.
Мы заметили, что у одной из женщин племени искалечена кисть руки и осторожно поинтересовались, какой же несчастный случай стал этому причиной.
Выяснилось, что по традиции племени, если у женщины умирает муж, она, в знак траура, отрезает себе один палец. У этой женщины не было четырех пальцев.
Между делом, мы поинтересовались возрастом вождя и долго не могли понять его ответ. И только обратившись за помощью к гиду, выяснили, что у папуасов не существует понятия возраста. Кроме того, они не представляют точное количество чего-либо, если его значительно больше, чем пальцев на руке.
В голове не укладывается…
— Но и это было еще не все. Запомнился также торжественный вынос почти двухсотлетней мумии одного из бывших вождей.
Оказалось, что в папуасских племенах нередко имеются свои специалисты по изготовлению мумий особо уважаемых предков. Их изготавливают специальным копчением умершего, и процесс этот иногда длится в течение целого года.
К мумии относятся со всем уважением и относятся практически как к живому, делая частью многих торжественных и важных обрядов и церемоний.