Архив приключений Георгия Ройко: Мексика, восхождение на Орисабу
Мы публикуем еще одну статью из архива приключений Георгия Ройко. На этот раз отправляемся в Мексику, страну ярких красок и, конечно, контрастов.
Присоединяйтесь к нашей ближайшей группе с гидом Сергеем Лариным! Программа…
Орисаба 2015
Oрисаба (Pico de Orizaba) или Ситлалтепетль (Cītlaltepētl, от читлалли – «звезда», тепетль – «гора») – вулкан в Мексике, самая высокая вершина страны. Из чего делаю вывод, что на этот раз мы попали в Мексику…
Карта Мексики
День 1. 02 ноября 2015. Понедельник.
Вылет из Москвы, аэропорт Домодедово, в 07:00, по расписанию. Регулярный рейс авиакомпании Iberia, IB-3143. Прибытие в Мадрид в 10:20, что характерно, тоже по расписанию. В мадридском аэропорте очень неплохо покушали (ну, по аэропортовым меркам, конечно). Отметили приезд, так сказать. А пара бутылочек rioja разнообразили нашу трапезу. В Мехико вылетели с опозданием на час, но зато прилетели снова по расписанию, в 18:25. Регулярный рейс авиакомпании Iberia, IB-6403. Получили багаж, встретили гидов (Израэль и Вероника – нормальные ребята!). А потом еще часа два ждали вторую часть нашей команды, которая летела сильно опоздавшим Air France. Наконец все в сборе и мы отправляемся в гостиницу Maria Cristina. От аэропорта ехать около получаса, и приблизительно в 21:00 мы входим в номер. Спать не охота вообще, пришлось пойти прогуляться до близлежащего ресторанчика с целью приобретения и потребления нескольких рюмочек местного снотворного – текилы.
День 2. 03 ноября 2015. Вторник.
К 8 утра за нами приехала экскурсовод Наталья. Первым делом мы поехали к знаменитым пирамидам Теотиуакан.
Карта Мехико I
Теотиуакан (Город Богов) – заброшенный город, расположенный в 50 километрах к северо-востоку от города Мехико. Современные исследователи считают, что площадь этого древнего поселения составляла 26-28 кв.км., а население – около 200 тысяч человек. Это один из самых старых и крупных городов западного полушария, его точный возраст неизвестен.
В Теотиукане
В эпоху своего наивысшего расцвета (250 – 600 гг. н. э.) Теотиуакан оказывал значительное культурное влияние на многие области Мезоамерики. Теотиуаканские глиняные сосуды и статуэтки встречаются от северных районов Мексики до гор Гватемалы, от Тихоокеанского побережья до Мексиканского залива. В эпоху расцвета своего могущества Теотиуакан контролировал центральные нагорья Мексики и поддерживал контакты с центрами соседних цивилизаций. Теотиуакан был заброшен в середине VII в. Пришедшие сюда намного позже ацтеки застали лишь остатки былого величия. Существуют две основные гипотезы гибели города: иноплеменное нашествие и восстание угнетенных низов против правящей касты знати и жрецов. Город был разрушен почти до основания: все тайники с ритуальными дарами и гробницы разграблены, а священные статуи обезображены и разбиты. Кроме того, гибель Теотиуакана произошла в эпоху его наибольшего расцвета. Однако против обеих гипотез говорит то, что не обнаружено следов насилия или восстания.
Пирамида Солнца
Одни из главных и самых старых построек Теотиуакана – пирамида Солнца и пирамида Луны. Пирамида Солнца, построенная около 150 года до н.э., представляет собой 5-ярусное сооружение с плоской вершиной, на которой стоял когда-то небольшой храм. Высота этого колосса – почти 65 метров. Пирамида выполнена из булыжника, глины и земли, облицована камнем и была увенчана деревянным храмом. Название «Пирамида Солнца» придумали ацтеки, обосновавшиеся в заброшенном городе в XIII веке. Они полагали, что в этом месте однажды собрались боги, чтобы насытить Космос новыми силами. Отсюда и берёт своё название Теотиуакан — «место, где люди стали богами». Как называли пирамиду сами теотиуаканцы, неизвестно.
Пирамида Луны
К моменту прихода на территорию Мексики Э.Кортеса, и сами ацтеки уже практически покинули Теотиуакан (это и спасло его от разрушения конкистадорами). Широкомасштабные исследования города были предприняты лишь в 1906 году Леопольдо Батресом по указанию президента Порфирио Диаса. Одновременно преследовалась цель подчеркнуть культурное богатство Мексики памятниками доколумбового периода, и подготовиться к празднованию 100-летнего юбилея мексиканской независимости в 1910 году. Но, к сожалению, раскопки проводились в большой спешке и крайне непрофессионально, что повлекло за собой уничтожение практически всех рисунков, покрывавших пирамиды.
Сохранившийся фрагмент настенных рисунков
Крайне любопытным представилось мне знакомство с двумя разновидностями кактусов, которые можно наблюдать на территории сувенирного магазина, расположенного рядом с пирамидами.
Агава американская
Первое растение – агава американская (магея, магуэя). Из этого замечательного растения делают пульке. Пульке – индейский алкогольной напиток, изготавливаемый из забродившего сока агавы американской. На территории центральной Мексики пульке производят более тысячи лет. Пульке имеет молочно-белый цвет, вязкую консистенцию и кисловатый дрожжевой привкус. История производства пульке уходит корнями в доколумбов период: в Мезоамерике пульке считался священным напитком, а употреблять его можно быть только ограниченному кругу лиц. После испанского завоевания Мексики этот напиток стал доступен всем, и его употребление сильно увеличилось. Максимума популярность пульке достигла в конце XIX века. В XX веке пульке стал уступать пиву и другим европейским напиткам…
Голубая агава (текильная агава)
А второе растение - это просто ну очень примечательное и полезное растение, мимо которого ни один из путешественников по Мексики пройти никак не должен! Это та самая знаменитая голубая агава (текильная агава). Что такое для мексиканцев текила объяснять, думаю, не надо. Но, на всякий случай, даю справку: текила – крепкий перегонный алкогольный напиток, одна из разновидностей мескаля. Изготавливается из сердцевины голубой агавы методом дистилляции. Под названием «мескаль» в настоящее время выпускаются все дистиллированные алкогольные напитки на основе агавы, за исключением самой текилы.
Кактусы бывают разные
После посещения пирамид пошли в ресторан пообедать. Название ресторана Mayahuel, тут же рядом с пирамидами расположен. Провели там около полутора часов, вышли с большим трудом не то от количества съеденного, не то от вида съеденного. Гуакамоле, тако, тамале, жаренные кузнечики, яйца муравьев, какие-то ростки, мясо какого-то неизвестного животного (хотелось бы верить, что каннибалом я все же не стал, ибо вообще каннибализм ацтеки в ритуальных целях иногда практиковали), пульке, текила, и так далее и тому подобное…
Индейская трапеза
Базилика Марии Гваделупской. Наиболее почитаемой, в Мексике в частности и в Латинской Америке вообще, святой является Пресвятая Дева Мария Гваделупская. Базилика Ее имени находится на северной окраине Мехико, на том месте, где почти 500 лет назад Святая Дева явила свой облик Хуану Диего – бедному индейцу, который донес Ее слова и нерукотворный образ людям.
Мехико
Легенда гласит, что в декабре 1531 года Богородица четырежды являлась мексиканскому крестьянину Хуану Диего Куаухтлатоатцину, чтобы примирить древние верования индейцев с католической верой.
Ангелы и фонари
«Ангелы и демоны» – было, «Ангелы и аэропланы» – тоже было, а у меня вот теперь будут «Ангелы и фонари»! Даже так «Фонарь и **** (спина) ангела»!
Первое явление состоялось в начале декабря, когда Хуан увидел Деву Марию на вершине холма Тепейак. Она заговорила с ним и объяснила, что хочет построить на этом месте храм. Богородица велела Диего пойти и сообщить об этом епископу Мехико. Внешний вид Мадонны отражал представления местных индейцев о том, какой должна быть молодая красивая девушка. Бедный крестьянин послушался загадочной незнакомки и отправился к епископу Хуану де Сумаррага. Тот принял его, но не поверил рассказу и попросил прийти ещё раз попозже, после того, как обдумает рассказ. Возвращаясь домой, Диего вновь увидел на холме Марию. Он сообщил ей, что епископ не поверил. Тогда Богородица велела крестьянину на следующий день вновь отправиться к епископу и повторить о просьбе, подчеркнув, что этого желает Пресвятая Дева Мария, мать Господа. В воскресение Хуан Диего отправился сначала в церковь, а уже потом к епископу. Того по-прежнему терзали сомнения и он попросил Диего передать Богородице, что ему нужен какой-либо знак свыше… На холме вновь стояла Богородица, ожидавшая Хуана, и попросила прийти сюда же завтра, чтобы получить «знак» для епископа. В понедельник Диего собирался навестить тяжело больного дядю Бернадино и, чтобы не встречаться с Богородицей, отправился к нему специально другой дорогой, но всё равно встретил Деву Марию. Она успокоила крестьянина, сказав, что не стоит спешить к больному, поскольку он уже выздоровел, а лучше пойти на вершину холма и забрать оттуда для епископа подтверждение ее слов. Когда Диего поднялся на холм, он увидел, что вершина, несмотря на зимнее время, была заполнена цветущими розами. Он срезал несколько из них, и завернул их в плащ. На приёме у епископа Диего молча взял плащ и вывалил под ноги епископа розы. Все присутствующие упали на колени, поскольку увидели на плаще изображение Богородицы. Случилось это 12 декабря 1531 года. По повелению епископа на том месте, где бедный индеец узрел чудо, была построена первая базилика, куда стали стекаться миллионы паломников со всей Америки. И тогда после всех этих событий язычники-ацтеки стали массово креститься, причём совершенно самостоятельно, без необходимости прибегать к помощи миссионеров.
Индейцы приносят Марии дары
Так гласит легенда… Врут все эти легенды, конечно. Очень неоднозначная личность был епископ Хуан де Сумаррага. Несмотря на то, что он ввёл в Мексике здравоохранение, высшее образование и книгопечатание, открыл первую публичную библиотеку в 1534 году, выступал против рабства, в вопросах христианизации он не гнушался ничем. На его совести уничтожение многих памятников индейской культуры, а также учреждение мексиканской инквизиции.
Старая базилика Марии Гваделупской
Так или иначе, со временем верующих, пришедших поклониться чудесному образу Богородицы, становилось все больше, и старый храм уже не мог принять всех. Тогда была построена вторая церковь, побольше и расположенная ниже по холму. Но потом и эта базилика, теперь называемая Старой, стала мала для потока паломников, стекающегося со всех уголков страны. Поэтому слева от Старой базилики, по проекту архитектора Педро Васкеса была возведена третья по счету, уже современная Базилика Пресвятой Девы Марии Гваделупской на 20 тысяч человек. В здании базилики установлены два эскалатора, которые движутся противоположно друг другу и провозят посетителей под висящей над алтарем чудесной накидкой с нерукотворным образом Пресвятой девы Марии, защищенной пуленепробиваемым стеклом. С тыльной стороны храма, находится Музей Базилики, в котором можно осмотреть экспозицию, посвященную религиозному искусству.
Старая и Новая базилики
В настоящее время к Богородице Гваделупской ежегодно совершает паломничество 14 миллионов человек, что является самым большим показателем в мире.
Колокольня
Далее мы отправились на площадь Конституции (также называемую Сокало). Это самая большая площадь Латинской Америки и, соответственно, главная площадь мексиканской столицы. Площадь в стиле барокко имеет прямоугольную форму и занимает 46.800 кв.метров. На площади размещаются наиболее значимые учреждения страны: Национальный дворец, Кафедральный дворец, старое здание мэрии. До захвата столицы ацтеков испанцами на этом месте находился дворец императора Монтесумы II.
Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы. После испанского завоевания столицы империи ацтеков Теночтитлана, конкистадоры разрушили храм бога войны Уицилопочтли. Из камней разрушенного ацтекского святилища и на том же самом месте было решено построить христианскую церковь. Строительство церкви – престола первого епископа Нового Света, уже знакомого нам Хуана де Сумаррага – осуществлялось с 1524 по 1532 год. Вроде как первый камень в основание собора был заложен лично Эрнаном Кортесом. Однако первая церковь простояла лишь полвека – скоро её размеры перестали соответствовать важности столицы Новой Испании. На месте первой церкви находится сейчас северо-восточная часть современного собора. Уже в 1544 году король Испании Филипп II принимает решение создать для архиепископа Новой Испании новый, более величественный собор, призванный символизировать окончательное утверждение испанской короны в Новом Свете. Строительство храма началось в 1573 году и продолжалось до 1813 года. Всё время своего существования собор оставался важнейшим религиозным и государственным центром. Он признан самым большим и старейшим собором Латинской Америки.
Кафедральный собор
Национальный дворец. Национальный дворец начал строиться в 1522 году по приказу Кортеса, на месте дворца ацтекского императора Монтесумы II. После наступления независимости в 1821 году дворец стал резиденцией президента Мексики. Сейчас он открыт для посетителей. В 1930-х годах здание было реконструировано, и был достроен еще один этаж. Основной достопримечательностью этого дворца были и остаются настенные картины художника Диего Ривьеры, который потратил на них более 20 лет своей жизни. В этих произведениях он показал свое видение истории Мексики. Раньше в Президентском Национальном дворце проживали испанские правители, а сейчас в нем расположились Федеральный архив, Казначейство и резиденция президента. Также на территории этого здания размещено несколько музеев и выставок.
Рисунки Д.Риверы в Национальном дворце (1)
Рисунки Д.Риверы в Национальном дворце (2)
Рисунки Д.Риверы в Национальном дворце (3)
Рисунки Д.Риверы в Национальном дворце (4)
Рисунки Д.Риверы в Национальном дворце (5)
В гостиницу вернулись часам к 18, сходили погуляли, выпили в баре текилы, пошли спать.
День 3. 04 ноября 2015. Среда.
Из отеля выехали в 10:00. Сегодня направляемся к акклиматизационной вершине Лa Maлинче, что-то около 4.500 метров. В 12 приехали в городок Tлacкaлa, погуляли полчасика, пошли обедать – Pulqueria La Tia Yola - графинчик пульке и прочие мексиканские излишества. Вообще городок приятный. Нашел там две нумизматические палатки, совсем такие небольшие, но радом с друг другом. К большому моему сожалению и удивлению они работали только на прием монет и продавать мне что-либо категорически отказались. Или я их не так понял, ибо на языках отличных от индейского они нихт ферштейн. Ну а на индейском нихт ферштейн я! («Между прочим, Вы меня не так поняли»!)
В Тласкале
В 15 покинули гостеприимную Тласкалу и приблизительно через час приехали в кемпинг, расположенный на высоте 3.100 метров. Пошли гулять. Часок погуляли, часок отдохнули. Дальше гулял в гордом одиночестве. Часа два по территории кемпинга бродил, не меньше. За территорию настоятельно рекомендовали не соваться – от греха подальше, Мексика, однако… Постепенно стемнело. Внизу в долине, там где Тласкала, зажглись тысячи огоньков, а на небе тем временем ярко ярко сияли миллиарды звезд. Красота! Два часа ходил и медитировал, думал о космосе и о вечности – любимое занятие русского мужика, даже если он в этом и не сознается. Часам к 8 пришел обратно в домик, будить остальных к ужину…
Ла Малинче
День 4. 05 ноября 2015. Четверг.
Вид из кемпинга
Сегодня - восхождение на Ла Maлинче – акклиматизационный выход. Завтрак в 7, выход в 8. На вершину шли около 4 часов, вполне неутомительная прогулка. Вершина – 4.500 м!
На Ла Малинче
Мексиканщина
Туманные дали
Часик-полтора поакклиматизировались, отправились обратно. Обратно практически бегом бежали, и к 15 уже добрались до кемпинга. В домике развели камин, с большим трудом, между прочим – дрова сырые, горят плохо. И вообще все сырое, из-за повышенной влажности, и довольно холодное. Зато ужин был прекрасен: гиды пожарили мясо на мангале и раздобыли где-то пару бутылок аргентинского malbec. Очень мило с их стороны, текила уже начинает надоедать!
Орисаба (вид с Ла Малинче)
День 5. 06 ноября 2015. Пятница.
В 7 подъем, в 8 завтрак, в 9 выезд. Сегодня едем в деревню Соапан, располагающуюся на высоте 3.300 м. Деревенька является перевалочным пунктом на пути к приюту Пьедра Грандэ, непосредственно с которого уже начинаются все восхождения. После обеда отправились в расположенный недалеко от деревни городок Тлачичука – закупить продуктов на ближайшие три дня и просто погулять. Тлачичука – место совершенно жуткое, никого не хочу обидеть, но совершенно забытый небом край… А вот гостевой дом в Соапане показался вполне себе уютным, хотя тоже достаточно прохладным и промозглым, за счет очень высокой влажности окружающего нас воздуха. Данную проблему мы попытались решить с помощью уже отработанной технологии - путем разведения камина, обнаружившегося в гостиной. За этим занятием и был проведен вечер…
День 6. 07 ноября 2015. Суббота.
Подъем, завтрак… В 10 часов на двух внедорожниках, построенных задолго до моего рождения, отправляемся по убитой и размытой постоянным ливнем дороге к приюту Пьедра Грандэ. Это где-то 4.200 метров. Метров за 300 до приюта, то бишь на высоте что-то около 3.900 метров из машины нам было предложено высаживаться и топать далее своим ходом. Не то из соображений безопасности – внедорожники как-то уж очень сильно стали накреняться и буксовать, не то с целью дополнительной акклиматизации, не то просто так погулять. Сия Прогулка заняла около часа мексиканского времени и к 12 мы были на месте.
Приют
Приют очень специфический. Построен довольно давно, но… даже не то чтобы цивилизация отсутствует – ее там быть и не должно. Не знаю, как лучше описать. В общем: узкое высокое здание из цементных блоков с тремя ярусами «спальных поверхностей» с одной стороны и голой серой стеной с небольшим окнами с другой. Еще есть два небольших столика, для приготовления пищи. Это все. Очень странное место…
Вот, как-то так…
Пообедали, пару часов походили вокруг приюта, поужинали, еще вокруг приюта походили. Больше, в принципе, делать-то особо и нечего. Приют посреди ничего!…
Орисаба (вид с Пьедра Грандэ)
Орисаба открылась полностью, но саму вершину отсюда, к сожалению, не видно (ну, это впрочем всегда так). Ночью на восхождение выходит сразу несколько групп – говорят дальше погода будет сильно портится – поэтому часов в 18 приют уже погрузился в сон и кромешную тьму…
День 7. 08 ноября 2015. Воскресение.
Проснулись, позавтракали… Вообще правильно говорить не проснулись, а встали, так как процесс сна здесь носит достаточно условный характер. Спать не спишь, плюс все время кто-то куда-то ходит, на восхождение собирается, и так далее и тому подобное. К 10 собрались и отправились на акклиматизационный выход, метров на 600-700 вверх. Поднялись в итоге до 4850, дальше снег с дождем пошел, стало совсем холодно и мокро, плюс грязь под ногами… а нам же еще для восхождения сохранить надо, и одежду с обувью, и себя. К 14 вернулись, покушали, снова вокруг приюта походили. Собрали снаряжение для восхождения. В 18 пошли спать (лежать с закрытыми глазами) – завтра в гору!
День 8. 09 ноября 2015. Понедельник.
В полночь перекусили что-то, завтраком это назвать затруднительно) Вышли около 1:30, к 6 дошли до ледника. Ледник начинается приблизительно на 5.100. Дождь проливной, со снегом, под ногами глина, мокрая и скользкая… такого утомительного восхождения у нас еще не было. Вышли на ледник. Причем он как-то очень резко начался – раз и ледник. То есть вот еще глина вперемешку с камнями, а вот несколько метров вверх уже ледник – лед и снег. Одежда вся насквозь мокрая, никакие дождевики не помогли. Ледяной ветер дует. Пока одевали кошки вся одежда превратилась в сплошной кусок льда, но разворачиваться обратно, согласитесь, как-то глупо… Не согласны? Ну ладно, вот мы посчитали, что глупо! Не задубеть окончательно помогает только перманентное движение вперед, топ-топ, шаг за шагом, и так еще 3 часа.
Подъем
Фотография из архива И.Бретона
К 9:30 наконец-то выходим на вершину, 5.700м! Восхождение действительно получилось очень утомительным, даже не сложным, а именно утомительным. Обычно когда добираешься до вершины чувствуешь эйфорию, какой-то необъяснимый звериный восторг, на этот раз я испытал скорее чувство облегчения – вот оно, дошли, можно возвращаться!... А может это просто старость? Ну, в следующий раз проверим)
Вершина (1)
Фотография из архива Н.Ильющенко
Вершина (2)
Фотография из архива Н.Ильющенко
Вершина (3)
Фотография из архива Н.Ильющенко
Часов в 10, после непродолжительной фотосессии, ну, то есть как только в себя пришли, отправились обратно. Склоны совсем развезло, пока шли изгваздались полностью и окончательно. В Пьедра Гранде вернулись к 13:30, и сразу, почти сразу, поехали в Соапан.
Орисаба
Фотография из архива Н.Ильющенко
День 9. 10 ноября 2015. Вторник.
Рассвет, Орисаба. (вид из Соапана)
Обработка: холст, масло
Фотография из архива В.Савицкого
Колониальный город Пуэбла по дороге в Мехико. Официальное полное название — Героическая Пуэбла-де-Сарагоса (Heroica Puebla de Zaragoza). Однако, это название используется достаточно редко и только в некоторых официальных документах. В обиходной речи жителей города часто употребление Пуэбла-де-лос-Анхелес или даже Анхелополис (город Ангелов – Angelópolis), в то время как остальные мексиканцы и латиноамериканцы называют её просто Пуэбла.
Кафедральный собор Пуэблы. Собор освящен в 1649 году и является вторым по величине в Мексике. Собор знаменит драгоценной отделкой алтарей, мраморными колоннами, резными скамьями хора, живописью. 1592
По данным археологов, в доколумбову эпоху территория нынешней Пуэблы не имела постоянного населения и использовалась в качестве согласованной площадки для Цветочных войн – ритуальных сражений между мезоамериканскими городами-государствами, целью которых был захват пленных для последующего съедения (т.е. ритуального каннибализма). Город основан 16 апреля 1531 года как торговый центр и военный опорный пункт между Веракрусом и Мехико. Весной следующего года первоначальное поселение было полностью разрушено при разливе реки Сан-Франциско, после чего уцелевшие горожане переселились на более высокий участок. У историков имеются две версии относительно происхождения названия города, и обе они имеют документальные подтверждения. Согласно первой версии, название произошло от Cartas Puebla (письма о заселении), в которых испанские монархи давали разрешение конкистадорам для основания новых городов. Вторая версия гласит, что название произошло от имени францисканского священника Хуана де ла Пуэблы, который в Испании занимался подбором миссионеров, сопровождавших конкистадоров, основавших город.
Церковь Санто-Доминго
Часовня Дель Росарио
Часовня Росарио в церкви Санто-Доминго является шедевром барокко – стены, своды, колонны покрыты позолоченным деревянным орнаментом и резьбой.
Приток колонистов, благоприятный для жизни и ведения сельского хозяйства климат и удобное географическое расположение способствовали быстрому росту города, и к концу XVI века Пуэбла стала вторым по размерам и значимости городом Новой Испании после Мехико. В XVII и XVIII веках город продолжал успешно развиваться, в нём было сооружено множество фонтанов, построены прекрасные здания колониальной архитектуры и вымощены камнем основные улицы.
Улица со сладостями и сувенирами Санта Клара и колокольня храма Сан-Франсиско
События Мексиканской войны за независимость (1810-1821) мало затронули город, твёрдо занимавший сторону сепаратистов, немногочисленные роялисты были изгнаны, а их собственность конфискована. Во время Американо-мексиканской войны (1846-1848) Пуэбла была занята американскими войсками без единого выстрела, но затем американскому гарнизону пришлось пережить тяжёлую двухмесячную осаду превосходящих сил мексиканцев. После того, как к американцам подошли подкрепления, осада была снята, и город оставался под их контролем до конца войны. Во время Франко-мексиканской войны (1861-1867) около Пуэблы произошла битва – 5 мая 1862 года, в которой мексиканская армия под командованием Игнасио Сарагосы одержала победу над превосходящими силами французов. В честь этого полководца Конгресс штата Пуэбла изменил имя города на Эроика-Пуэбла-де-Сарагоса (Героическая Пуэбла Сарагосы, на испанском Heroica Puebla de Zaragoza). 5 мая отмечается в Мексике и некоторых штатах США как национальный праздник, однако выходным праздничным днем он является только в Пуэбле. В 1863 году французы вновь предприняли наступление на город, и на этот раз оно увенчалось успехом – Пуэбла была захвачена и оставалась в руках интервентов до завершения боевых действий в 1866 году. В ходе штурмов города ему был нанесён значительный ущерб. Во время гражданской войны 1910-1917 Пуэбла несколько раз переходила из рук в руки противоборствующих сторон. Мексиканская революция началась как восстание против диктатуры Порфирио Диаса (того самого, из-за которого пирамиды лишились почти всех своих рисунков) и окончилась принятием новой конституции. Потери среди населения за период гражданской войны, по разным источникам, составили от 500 тысяч до 2 миллионов человек, при том, что население страны на 1910 составляло всего 15 миллионов человек.
Район Баррио дель Артиста (район художников)
В конце XIX – начале XX веков Пуэбла пережила период индустриализации, специализируясь, в основном, на трудоёмких отраслях – текстильной, обувной и пищевой промышленности. В город прибыли несколько волн французских, итальянских и немецких иммигрантов. Несмотря на то, что в ХХ веке Гвадалахара и Монтеррей опередили Пуэблу как по численности населения, так и по экономической значимости, на сегодняшний день город продолжает оставаться одним из главных экономических, политических и культурных центров страны. В 1987 году исторический центр Пуэблы был назван объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Переулок лягушек
Сам город расположен на высоте более двух километров над уровнем моря в долине с аналогичным названием Пуэбла (также называемой долина Кетцалькоапан), со всех сторон окружённой горами и вулканами Транс-мексиканского вулканического пояса. Особенностью Пуэблы является то, что это единственный город в мире, расположенный между четырёх вулканов: пик Орисаба, активный и постоянно действующий вулкан Попокатепетль (5.500 м.) Истаксиуатль (5.220 м.) и Малинче (4.500 м.). Все четыре вулкана – самые высокие точки Мексики и одни из самых высоких в Северной Америке, после горы Денали на Аляске и горы Логан в Канаде.
День 10. 11 ноября 2015. Среда.
Куэрнавака (Cuernavaca) – город, расположенный примерно в 85 километрах югу от Мехико. Из-за климата город получил прозвище «Город вечной весны». Главной культурой, которая обосновалась на территории города была культура ацтеков-тлауиков. Они населяли эту область, по крайней мере, с 12 века. Однако, есть следы пребывания более ранних групп ольмекоидов и тольтеков. В 1370-х первый ацтекский император (тлатоани) Акамапичтли начал расширять свою империю к югу от Долины Мехико. Его сын Уицилиуитль также хотел захватить окрестности Куэрнаваки из-за обилия в те времена в этих местах хлопка. Он хотел жениться на дочери правителя Тлальнауатля принцессе Миауашиуитль, но получил отказ. Это обстоятельство привело к началу войны, которая закончилась победой ацтеков в 1396 году. Уицилиуитль женился на принцессе, и в результате этой «прекрасной любви» родился будущий император ацтеков Монтесума I, а захваченное владение вскоре было переименовано ацтеками в Куаунауак.
Францисканский монастырь (1)
Францисканский монастырь (2)
Во время испанского завоевания это был богатый и густонаселённый город с крупными хозяйствами. Ещё до завоевания Теночтитлана, Куэрнаваку захватил Гонсало де Сандоваль, и позже присоединил к владениям Эрнана Кортеса, который основал здесь свою резиденцию. В 1529 францисканцы основали в Куэрнаваке свой пятый монастырь в Новой Испании.
Бывший дворец Кортеса
Городок Таско или Таско-де-Аларкон (Taxco de Alarcon) в штате Герреро, в 3 часах пути от города Мехико. Довольно живописный городишко, построенный в горах. Когда-то он был «серебряной столицей» Мексики, и по сей день, туда съезжаются люди, чтобы купить украшения из серебра.
В серебряных рудниках (1)
В серебряных рудниках (2)
Расположен город в 200 километрах к юго-западу от Мехико, в долине реки Бальсас, у подножья Сьерры-де-Таско, на высоте 1.800 м. Когда-то на месте современного Таско располагалось поселение ацтеков. В 1521 году в поисках золота эти места посетили испанские конкистадоры, возглавляемые Кортесом. В 1529 году, обнаружив в районе большие месторождения серебра, испанцы основали Таско.
Церковь Санта-Приска
Церковь Санта-Приска (Templo de Santa Prisca) символизирует собой эпоху процветания и богатства, связанную с добычей серебра в горах вокруг Таско. Церковь построена на средства серебряного магната Хосе-де-ла-Борда, одного из самых богатых людей в Новой Испании. Разбогатев на эксплуатации богатых месторождений серебра, он посвятил семь лет (1751-1758) своей жизни строительству церкви. Большая стоимость интерьеров и сложная планировка почти обанкротили Борда. Но то, что мы видим сегодня, считается одной из самых впечатляющих церквей Мексики, сокровище архитектуры мексиканского барокко и символ богатства канувшей в лету эпохи.
Церковь монастыря Сан Бернардино де Сиена
Монастырь Сан Бернардино де Сиена (San Bernardino de Siena convento) является одним из старейших монастырей на американском континенте. Первую церковь построили в 1592 году. Затем пожар уничтожил часть здания, и восстановили его только в 1804 году.
На улицах Таско (1)
На улицах Таско (2)
Таско (1)
Таско (2)
День 11. 12 ноября 2015. Четверг.
Национальный музей антропологии (Museo Nacional de Antropología) – важнейший государственный музей Мексики и один из лучших музеев всего мира. Расположен в парке Чапультепек в Мехико. В музее собрана уникальная коллекция археологических и антропологических экспонатов доколумбовой эпохи, найденных на территории Мексики. Это предметы культуры и быта народов майя, ацтеков, ольмеков, тольтеков и других коренных народов американского континента.
Карта Мехико II
Название Ацтекской империи происходит от народа её создавшего – ацтеков. В свою очередь, слово «ацтек» означает буквально «некто из Ацтлан», мифического места, расположенного где-то на севере. Древние ацтеки были охотниками-кочевниками. Они кочевали где-то на территории современной Северной Америки. По легенде, Бог солнца и войны Уицилопочтли сказал ацтекам, чтобы они обосновались там, где увидят такую картину: орёл на кактусе будет держать в своих когтях добычу. Скитаясь в южных землях Северной Америки почти 130 лет, они увидели то, о чём говорил им Бог солнца: орёл сидит на кактусе и держит в когтях змею. Данный сюжет теперь отображен на мексиканском гербе и флаге. В 1325 году они основали город на западном берегу озера Тескоко и назвали его Теночтитлан, что в переводе означает «место колючих кактусов». Озеро было богато рыбой и водоплавающей птицей, на берегу водилось много дичи. По другой версии, город назван в честь вождя Теноча. Город быстро рос: через 100 лет после основания численность населения составляла уже 100.000 жителей, а ещё через 100 лет город увеличился до 200.000 жителей (по другим данным, до 350.000 и даже – до 500.000 жителей). Существует мнение, что к 1500 году это был самый большой город на Земле. В городе было много каналов и озёр, так что приходилось нередко передвигаться с помощью лодок, как в современной Венеции. Сам город был окружён бесчисленным количеством дамб и мостов, ограждавших его от водотоков.
Теночтитлан
Город был застроен храмами, школами, служебными постройками и домами. Строения из-за рыхлого грунта возводились на длинных сваях. В городе имелась сеть акведуков для снабжения питьевой водой. Главный акведук брал начало из источника на холме Чапультепек. В середине города находился ритуальный центр, окружённый защитной стеной Коатепантли («змеиная стена»). В центре были построены два главных 30-метровых храма в виде пирамид: для богов Уицилопочтли и Тлалока. Тлалок был Богом воды и дождя. На этих храмах-пирамидах ацтеки совершали жертвоприношения, вырезая у живого человека сердце каменным (обсидиановым) ножом, затем ещё бьющийся кровогонный орган сжигали в специальной чаше, а безжизненное тело сбрасывали к подножию храма. Ацтеки жили в небольших одноэтажных постройках, сделанных из прутьев, ила, глины. В таких маленьких домиках жили целые группы людей, выполнявших какой-то один вид работы. Каждый клан селился отдельным жилым массивом. Но правители ацтеков жили в громадных дворцах, окружённых большими, красивыми садами, их дворцы располагались ближе к храмам. Простые люди, наоборот, селились дальше от храмов.
Ацтекский дом
Верховный правитель империи ацтеков (император) носил титул тлатоани, от глагола «тлатоа», что означает «говорить». Одиннадцать тлатоани правили империей ацтеков начиная с 1371 года. Первый тлатоани, Акамапичтли, основал королевский дом, откуда родом были остальные десять императоров. Первые три тлатоани, Акамапичтли, Уилицилипутль и Чимальпопока, управляли своими людьми, подчиняясь формально тепанекскому государству Аскапоцалько. В 1429 Ицкоатль совершил несколько удачных военных походов против тепанеков и южных соседей, что привлекло дополнительные средства в город. Монтесума I Старший, Ашайякатль, Тисок, Ауисотль одержали множество военных побед и значительно расширили империю ацтеков. Испанцы, приплывшие в Америку в XVI веке, были поражены богатством города ацтеков, его красотой и великолепием. Эрнан Кортес со своими солдатами и союзниками-индейцами вошёл в город 8 ноября 1519 года, но 1 июля 1520 был вынужден бежать. Испанцы снова атаковали город в мае 1521 года. 13 августа 1521 года спустя почти 80 дней после начала осады Теночтитлан пал. Город был разрушен, около 200.000 его жителей - убито. Впоследствии был убит и последний император ацтеков - Куаутемок. Завоеватель города объявил его владениями короля Испании. С Теночтитланом пала и империя ацтеков.
Ацтекские императоры
Самый известный ацтекский артефакт – это «камень Солнца», также ошибочно называемый календарем ацтеков. Монумент имеет 3,6 метров в диаметре и 1,22 метра в толщину, и весит 24 тонны. Он был найден в центре Мехико на площади Сокало в 1790 году. Изображения на камне рассказывают о начале мира ацтеков и предсказывают его конец. Четыре квадрата символизируют четыре прошедшие эры, лицо в центре – Бог солнца, покровительствующий нынешней пятой эре. Его высунутый язык, имеющий форму ножа, часто интерпретируют как знак голода, а человеческое сердце в руках указывает на то, как этот голод нужно утолять. Ацтеки считали, что они жили при пятом и последнем Солнце. На камне также символически отображены стороны света и двадцатидневный священный календарь ацтеков. Внизу камня изображены два огненных змея: место, где соприкасаются их хвосты, указывает дату сотворения (возникновения) Солнца. C другой стороны, на языке науатль камень назывался «обращение Солнца», что свидетельствует о геоцентрическая взглядах ацтеков, характерных для космологических систем древних народов.
Камень солнца ацтеков
Сочимилько («цветочное место») – один из 16 районов города расположенный в 18 километрах от центра. Занимает площадь в 122 кв.км. и является третьим по величине районом Мехико. Сочимилько – это остатки древней столицы ацтеков, а именно каналов, ведь город Теночтитлан представлял собой ни что иное, как множество искусственных островков, изрезанных каналами. Здесь можно поплавать на расписных деревянных лодочках, посмотреть на быт мексиканцев, посетить местный рынок сувениров.
Сочимилько (1)
Сочимилько (2)
Сочимилько известен во всем мире благодаря древним каналам ацтеков, напоминающим об остатках озера Тескоко, на котором стоит Мехико. Помимо катания на лодках по старинным каналам, здесь можно познакомиться с главным промыслом этой зоны – выращиванием цветов, и послушать традиционную мексиканскую музыку в исполнении ансамблей марьачи и маримба. Это одно из наиболее посещаемых туристических мест. В 1987 году каналы Сочимилько были объявлены объектом всемирного наследия ЮНЕСКО.
Марьячи
Койоакан, в прошлом небольшая деревня, а теперь один из районов Мехико. Занимает площадь в 54 кв.км. и граничит с Сочимилько с юга. Название переводится с языка науталь как «место где обитают койоты». Койотов, разумеется, тут давно не обитает, а потому район стал довольно популярен у туристов и у людей всевозможных творческих профессий. Койоакан - один из самых красивых и богемных районов города Мехико. Здесь можно посетить дом-музей мексиканских художников Фриды Кало и Диего Риверы (того самого, который разрисовал Национальный дворец), а так же дом-музей Льва Троцкого.
Фрида Кало и Диего Ривера
Фотография из архива Н.Ильющенко
Трансфер в аэропорт.Вылет из Мехико в Мадрид, в 20:20. Регулярный рейс авиакомпании Iberia, IB-6402.
День 12. 13 ноября 2015. Пятница.
Прибытие в Мадрид в 13:40. Прогулка по городу. Вылет из Мадрида в 23:15, регулярный рейс авиакомпании Iberia, IB-3144.
День 13. 14 ноября 2015. Суббота.
Прибытие в Москву в 06:10. Домой – наконец выспаться!
Гиды: Израэль и Вероника
Фотография из архива В.Савицкого