Внутренний курс компании: 1 $ = 114.49 ₽
+7 800 222-88-48

тематики: Видео

3 Июля 2017, 22:34

Валдис Пельш - на Эвересте (Российская газета)

Премьера фильма Валдиса Пельша "Ген высоты или Как пройти на Эверест" 3 июля в 23:50 и 4-5 июля в 23:55 - на Первом канале.

Уже в первой серии начинается захватывающая история восхождения на Эверест в 2016 году экспедиции российских альпинистов, к которой присоединилась телевизионная группа Валдиса Пельша. Впрочем, история началась на год раньше - еще в 2015 году. Участники экспедиции планировали совершить восхождение с северной стороны Эвереста из Тибета. Этот маршрут гораздо безопаснее вначале, но участок перед вершиной представляет собой узкий скальный гребень, по которому может идти только один человек. И это очень опасно! Во время экспедиции альпинистам предстояло совершить 4 выхода, каждый раз увеличивая высоту подъема и возвращаясь в Базовый лагерь. Чтобы справиться с гипоксией, нужно как можно больше двигаться, разгоняя кровь. Тошнота, головокружение, сильный кашель, головная боль - все это симптомы горной болезни. После первого акклиматизационного выхода в Непале случилась серия землетрясений. Это вызвало сход лавины с южной стороны Эвереста, погибли альпинисты. В нашей группе никто не пострадал. Но власти Китая закрыли гору для восхождений. Впервые за 41 год ни один человек не поднялся на вершину Эвереста. Год спустя группа вернулась на высочайшую гору мира, чтобы продолжить начатое. В это время из-за небывалого количества девушек в команде федерация альпинизма России учредила первую женскую российскую экспедицию на Эверест. Именно к ней теперь и присоединилась телетруппа.

В фильме принимают участие: Валдис Пельш - ведущий фильма, участник экспедиции. Александр Абрамов - руководитель экспедиции, мастер спорта по альпинизму. Людмила Коробешко - горный гид, жена Александра Абрамова, первая русская женщина, завершившая проект "7 Вершин”. Сергей Богомолов - заслуженный мастер спорта СССР, единственный российский альпинист, покоривший 13 из 14 восьмитысячников мира, горный гид и другие.

 

 

*******

Комсомольская Правда 

Валдис Пельш - про покорение Эвереста: Ты без сил, на зубах ползешь. Я называл это «мегазападло»

Телеведущий снял трехсерийный фильм про покорителей высочайшей вершины мира
Автор материала: СЕРГЕЙ ЕФИМОВ
 
Съемки фильма затянулись на два года.
 
 
Съемки фильма затянулись на два года. Фото: Первый канал
 

Этот проект дался Валдису Пельшу много тяжелее его других документальных работ. Достаточно сказать, что съемки затянулись на два года. Первая попытка восхождения не высочайшую вершину мира состоялась в 2015-м. Когда экспедиция добралась до лагеря на отметке в 6000 м, разразилось землетрясение.

«Еще до того, как земля начала ездить, мы почувствовали удары снизу: тдж-ж-ж, дж-ж-ж, дж-ж-ж! И ты не понимаешь, что это. И потом, когда вот все начало ходить ходуном… «Землетрясение», — смекнули мы, - рассказывал «КП» Валдис. - Тропу, по которой мы поднимались в монастырь Ронгбук, завалило очень прилично. Если бы мы оказались на ней в момент землетрясения, рисковали бы попасть под камнепад». К счастью, никто из наших альпинистов и членов съемочной группы не пострадал.

Тогда власти Непала закрыли гору для восхождения, работу над фильмом пришлось отложить. Зато через год все получилось — правда, Валдис остался руководить съемками в Москве: «Мы ведь не настоящие сварщики, что называется. Ребята, которые были с нами, и так сказали, что не ожидали, что мы взойдем с ними так далеко». К тому же все синхроны на фоне горы удалось снять в первый раз.

- Это рассказ о специфике восхождения, - рассказывает ведущий и сопродюсер проекта. - Когда я начал над этим фильмом думать, то представлял себе процентов пятнадцать из тех сложностей и рисков, с которыми сталкиваются альпинисты-высотники. Из лагеря в точке 8300 м до вершины Эвереста по вертикали всего 548 м. Но идти придется 6 км, причем по сложным участкам. Хотелось рассказать, например, о том, что, если кто-то садится в снег, другой проходит мимо, потому что ничем помочь не может. А во-вторых, хотели показать восхождение российской группы.

 

Высота горы Эверест — 8848 м над уровнем моря. Фото: Первый канал

Высота горы Эверест — 8848 м над уровнем моря.Фото: ПЕРВЫЙ КАНАЛ

 

- У вас был альпинистский опыт?

- Только тестовое восхождение на Скалы Пастухова на Эльбрусе, так что я был абсолютно не в материале. Инструктору Володе Котляру говорю: «Ну почему так тяжело?!» А он: «А как ты хочешь? Каждый шаг - преодоление, конечно!» Рельеф такой, что ты поднимаешься-спускаешься, поднимаешься-спускаешься. Всю высоту, которую набрал, через полчаса сбросишь. Финальный подход в средний лагерь - это ущелье: метров на 80- 100 нужно спуститься вниз, и где-то на 100-120 подняться наверх. Хотя ты уже без сил, на зубах ползешь. Я это называл «мегазападло». Из-за гребня не виден маршрут - ты предполагаешь, конечно, что там будет какой-то спуск и опять подъем. Но когда видишь, какой это спуск и какой подъем, то понимаешь, насколько вся эта история тяжела для тебя.

 

- Не жалели, что ввязались в такой непростой проект?

- Постоянно раздавались фразы типа «Какой дебил придумал это кино?!». Причем половину этих фраз произносил я. Мы бы сняли свой фильм и на Эльбрусе, и в Альпах Швейцарских. Но я посмотрел один из фильмов, посвященных Эвересту, где ведущий снимал подводки именно в Альпах. Притом что он профессиональный альпинист и знает, о чем говорит. Не смотрится вообще! Нет единства места и времени. Для того чтобы оказаться в шкуре людей, которые идут на гору, чтобы понимать их, мы проделали с собой то же самое.

 

- Но фильмов и про альпинизм, и про Эверест много. Почему стоит посмотреть ваш?

- Представьте себе сцену: сидит в палатке альпинист и меланхолично чистит зубы. Его лицо обожжено, движения усталые, а глаза настолько потухшие, что вы оторваться не можете! Это же аттракцион: так вот как, оказывается, чувствуют себя люди там, на высоте! Или другой эпизод: один из альпинистов снимает кислородную маску, хочет что-то сказать, а у него только свист из горла: «Хэ-хэ-хэ!». И с пятой попытки он просто говорит: «Блин!». У нас уникальный материал по красоте, жесткости и воздействию на зрителя. Я думаю, что кино у нас получилось.

 

Фильм - рассказ о специфике восхождения. Фото: Первый канал

Фильм - рассказ о специфике восхождения.Фото: ПЕРВЫЙ КАНАЛ

 

ТОЛЬКО ФАКТЫ

Высота горы Эверест (она же Джомолунгма, как говорят в Тибете, или Сагарматха — это уже по-непальски) — 8848 м над уровнем моря. На вершине дуют ветра со скоростью до 55 м/с, температура ночью падает до - 60 градусов.

Альпинисты готовятся к восхождению, которое занимает около двух месяцев, не один год. Одна из труднейших задач — справиться с гипоксией из-за нехватки кислорода, которая становится невыносимой на высоте свыше 6000 м, поэтому альпинисты проходят адаптацию в тренировочном лагере. Последние километры приходится преодолевать в кислородных масках. Помимо этого, существуют угрозы обморожения, схода лавин, падения в пропасть. На склонах Эвереста находятся тела более 260 погибших альпинистов.

 
 

Экспедицией, к которой присоединилась съемочная группа Валдиса Пельша, руководил мастер спорта по альпинизму Александр Абрамов.

Первый канал. «Гены высоты, или Как пройти на Эверест». Понедельник, 3 июля, 23.50. Вторник-среда, 4-5 июля, 23.55.

 

******* 

«Ген высоты», или как пройти туда, где можно героически погибнуть

В эфир российского ТВ выходит «Ген высоты, или Как пройти на Эверест» ― трёхсерийный неигровой фильм-восхождение, снятый студией Валдиса Пельша. Телеведущий отправился в гору, чтобы выяснить, зачем люди ежегодно рискуют жизнью, чтобы покорить высочайшую вершину мира.
 
АВТОР:  ДАРЬЯ ГАНИЕВА. Источник: Татьянин День. Молодёжный интернет-журнал МГ
 
 
Кадр из фильма «Ген высоты, или Как пройти на Эверест» 

«Ну конечно, это кино людей от гор отпугнет!» ― такова реакция на фильм российского альпиниста Александра Абрамова, восьмикратного покорителя Эвереста. Именно его две экспедиции ― в 2015 и 2016 годах ― сопровождала съёмочная группа.

В 2015-м восхождение пришлось прервать ― из-за землетрясения в Непале. Оно начинается прямо в кадре, заставляя героев картины спешно покидать палатки и бежать от надвигающейся лавины. Поймать такой момент ― журналистская удача. Но ещё большая ― после этого выжить: катастрофа унесла жизни 19-ти альпинистов на Эвересте и ещё свыше восьми тысяч человек в Непале, Индии, Китае и Бангладеш.

Через год ― опять весной, это единственное время, когда можно штурмовать вершину ― съёмки пришлось начинать сначала. Ведущий Валдис Пельш, режиссёр Кристина Козлова и оператор-постановщик Александр Кубасов ― единственные участники экспедиции, у кого не было даже минимального альпинистского опыта. А потому два месяца перед походом им пришлось ходить по беговой дорожке в кислородных масках и спать посреди квартир в палатках с разреженным воздухом, чтобы привыкнуть к гипоксии.

 
Кадр из фильма «Ген высоты, или Как пройти на Эверест» 

«Валдис очень точно охарактеризовал: это фильм на грани человеческих возможностей, ― говорит Кристина Козлова. ― И мы снимали это действительно на грани наших технических, моральных и физических возможностей. Даже в экспедиции 2015 года многие участники делали ставки: "Смотри, ещё выползают из палатки, ещё идут, ещё снимают!" И каждый день все думали, что мы сломаемся. Но мы не сломались».

С энтузиазмом классического науч-попа фильм подробно, с графикой и графиками, показывает, в какой последовательности откажут внутренние органы в «зоне смерти» ― на высоте от 8000 метров, где, как рассказывает закадровый голос, человек получает только треть нужного ему кислорода и даже надеть на ноги «кошки» занимает больше часа против десяти минут на равнине.

Собственно, и сюжет картины сводится к поединку Горы с Человеком. Эти двое и есть его главные герои. За всеми остальными зрителю предлагают следить, как в реалити-шоу: у каждого участника экспедиции на каске установлена экшн-камера.

 
Кадр из фильма «Ген высоты, или Как пройти на Эверест» 

В интернете есть такая шутка: по законам фэнтези все постоянно куда-то идут. Для фильма «Ген высоты, или Как пройти на Эверест» это так же справедливо. Восхождение ― это долгие, изнурительные и бесконечно повторяющиеся подъёмы и спуски: взяв каждые новые 1000 метров, надо возвращаться вниз для акклиматизации. А на подступах к вершине «роковой горы» вся надежда остаётся на удивительных шерпов, которые, как сказочные хоббиты, почти вдвое меньше обычного человека. Собственно, и название картины обыгрывает уникальную особенность этого высокогорного народа ― у шерпов, как считается, есть особый «ген высоты», из-за чего они могут лучше адаптироваться к нехватке кислорода. А потому так важно быть в одной связке с непальским проводником: в кульминационный момент фильма один из альпинистов, увлёкшись, теряет своего шерпу ― и падает в пропасть… К счастью, остаётся жив.

2016-й вообще оказался удачным ― как говорится в фильме ― для покорителей Эвереста: в том году при штурме вершины умерли «всего» шесть человек. По сравнению с предыдущими годами это мало. Так, в 2014 году 16 альпинистов погибли под лавиной. В это время рядом находилась съёмочная группа американского художественного фильма «Эверест», который воспроизводит трагические события 1996 года ― тогда восхождение стоило жизней 15 человек. Могло быть и больше, если бы не казахстанец Анатолий Букреев: он в одиночку, в метель, без кислорода, поднялся на вершину и спас троих восходителей. Даже краткое упоминание об этой истории в российском документальном фильме вызвало бурю аплодисментов зрителей на предпремьерном показе в Доме кино.

 
Кадр из фильма «Ген высоты, или Как пройти на Эверест» 

Джомолунгма ― это огромное кладбище, где покоятся более 250 человек. Некоторые так и лежат на склонах ― их тела видят альпинисты, а через них и зрители фильма. Погибших невозможно спустить вниз ― на 8-километровой высоте сложно нести даже собственное тело, не то что чужое. А потому есть негласное плавило: никому не помогать.

Но если бы кто-то кого-то и в этой экспедиции оставил умирать на высоте, вряд ли бы это показали в фильме для российского государственного телеканала. Точнее, показали бы ― но в новостях, в рубрике «чрезвычайное происшествие». Наоборот, участники похода скорее поссорятся с руководителем экспедиции, но не оставят товарища в одиночестве, скажем, подниматься на Северное седло (7000 метров), даже если это выглядит как элементарный каприз. Так одна из альпинисток принимает решение совершить восхождение на неделю раньше. Переубедить её не удаётся, и группе приходится разделиться.

В этом смысле «клиент всегда прав»: экспедиция коммерческая, цены за участие от 55 тысяч долларов ― столько стоят услуги гидов, экипировка и разрешение на восхождение от властей Непала. И при этом никаких гарантий, что Эверест всё-таки удастся покорить.

 
Кадр из фильма «Ген высоты, или Как пройти на Эверест» 

Это становится предметом конфликтов, которые только накаляются ближе к вершине. Силы всех покидают ― причём на разной высоте, а подниматься надо одновременно. Кто-то просит выделить ему отдельного гида ― мол, заплачено. Но руководитель экспедиции Александр Абрамов отказывается предоставлять этого гида ― свою жену Людмилу Коробешко, явно опасаясь за её жизнь. Ситуация осложняется тем, что российская экспедиция на вершине ― не единственная, и в итоге на последних сотнях метров, на самом опасном участке на краю бездны, образуется пробка из восходителей. Не зная языков друг друга, десятки человек из разных стран никак не могут договориться, расходуя бесценные запасы кислорода. А впереди ещё тяжелейший спуск…

И всё-таки главный вопрос картины: зачем люди разных возрастов и профессий ― моряк, чемпион по спортивной стрельбе, гендиректор медиахолдинга; с разным семейным положением ― холостяк, мать двоих детей, девушка, которая накануне восхождения рассталась с возлюбленным ― стремятся с риском для жизни взойти на высочайшую вершину мира? У каждого своя мотивация, но на камеру о ней говорят скупо ― или же при монтаже создатели фильма решили не заострять на этом внимание. «Эверест такой один», ― вот и всё, что отвечает редактор Надежда Воскресенская. А шкипер Андрей Викторсон, который променял море на горы, называет это возможностью победить себя.

«Люди прекрасно едут в те места, где можно героически погибнуть, ― размышляет на эту тему на премьере Александр Абрамов. ― Почему? На самом деле им не хватает эмоций».

 
Кадр из фильма «Ген высоты, или Как пройти на Эверест» 

Хотя главный вопрос картины так и остаётся без ответа, после просмотра задавать его дальше потребности не возникает. Как не возникает желания спрашивать, зачем нырять на 60 метров, где тот же кислород, которого так не хватает в горах, превращается в яд? Зачем прыгать с парашютом? Зачем ехать в охваченную войной Сирию? Потому что есть такая возможность. Потому что есть мечта. Потому что так нужно.

Участников экспедиции в фильме вряд ли можно назвать героями: их тошнит, они ругаются, идут из последних сил ― во всём этом нет ничего героического. Нет в этом и альтруизма: всё, что они делают, делают исключительно ради себя. И фильм утверждает возможность разрешить себе распоряжаться собственной жизнью так, как необходимо тебе, а не так, как требует социум. Сделать что-то, может быть, не столь значительное для окружающего мира, но важное для тебя лично.

И никакого эгоизма в этом тоже нет: после спуска герои картины возвращаются к тем, кого любят, и стремятся порадовать уже их ― жениться, родить ребёнка или хотя бы запланировать новое, менее опасное путешествие.

Фильм «Ген высоты, или Как пройти на Эверест» можно посмотреть по Первому каналу 3, 4 и 5 июля в 23:50