Горы книг: Фотограф Антон Ланге представил суперальбом о Северном Кавказе
Антон Ланге: "Рассказы о кавказском гостеприимстве – это не миф, это правда"
АВТОР: ИРИНА ИВАНОВА
Антон, расскажите, пожалуйста, о проекте "Хребет. Кавказ от моря до моря". Как возникла идея создания фотоальбома, с чего все началось?
— Общая идея была предложена представителями компании "Курорты Северного Кавказа" (АО "КСК"). При поддержке "КСК" и оказался возможен такой уникальный проект. Изначально, я думаю, что их обращение два года назад ко мне было связано с другим проектом – "Россия из окна поезда", потому что они предложили снять "что-то такое же масштабное о Северном Кавказе".
То есть это продолжение истории о России?
- И да, и нет. Да – в том отношении, что я много лет занимаюсь съемками России, крупными проектами, иногда национального масштаба, а иногда из сугубо личного художественного интереса – более узкими темами. И один из таких интересов – визуализация современной России.
Россия, несмотря на засилье фотографий в блогах и социальных сетях, недостаточно представлена в профессиональной фотографии – речь идет о фотографии путешествий, регионов страны в духе National Geographic. И я к этой теме отношусь, наверно, как художник. Здесь важно восприятие пейзажа, путешествия, народных традиций. И, конечно, это продолжение нашей российской традиции такого "художнического" восприятия страны, мира, природы.
ФОТО: "ФОТОПРОЕКТ "ХРЕБЕТ. КАВКАЗ ОТ МОРЯ ДО МОРЯ" (АНТОН ЛАНГЕ, АО "КСК")"
Это то, что мы пытаемся продолжать, не ставя перед собой каких-то конъюнктурных задач. Если проект поддерживается компанией, которая работает на Северном Кавказе, и в названии проекта есть слово Кавказ, то уже все задачи выполнены по, так сказать, подаче материала.
А дальше начинается работа автора с художественных и даже с поэтических позиций.
Ну а нет – не продолжение той истории о России – в том смысле, что Кавказ – это отдельный, уникальный, совершенно не похожий ни на что мир. Мир, который снимать сложно, но чрезвычайно интересно. Кавказ, конечно, еще и сильнейший поэтический и художественный образ, который практически во всех нас укоренен благодаря классикам. И, осознаем мы это или нет, образ Кавказа в русской культуре сыграл и продолжает играть колоссальную роль.
Отправляться в неизведанное было не страшно? Кавказ у многих вызывает вопросы о безопасности, как там относятся к туристам?
- Перед путешествием на Кавказ важно решить для себя, кто вы: турист или путешественник. Если вы турист и хотите отдохнуть, покататься на горных лыжах – вам нужна инфраструктура. В таком случае, лучше всего отправиться в западную или центральную часть региона, на такие курорты как "Архыз" или "Эльбрус". Если же вы чувствуете себя путешественником, готовым к настоящему приключению, тогда вам не стоит ограничиваться курортами. Можно отправиться в восточную часть, туда, где современная инфраструктура пока не так развита. Но зато вам гарантированы уникальные впечатления.
ФОТО: "ФОТОПРОЕКТ "ХРЕБЕТ. КАВКАЗ ОТ МОРЯ ДО МОРЯ" (АНТОН ЛАНГЕ, АО "КСК")"
Однако надо быть опытным путешественником: там много трудностей по дороге, даже сама езда по горным дорогам. Чем дальше на восток и выше, тем меньше инфраструктуры вы будете находить.
Где же останавливаться?
- Если вы путешествуете, едете по горным аулам, то останавливайтесь у людей. Рассказы о кавказском гостеприимстве – это не миф, это правда. Люди там действительно прекрасные и гостеприимные, вас все будут приглашать к себе хотя бы чаем угостить, предложат остановиться, переночевать. Это общепринятая и практически обязательная для всех норма поведения в горах, которая сложилась из древних местных законов. С вас не возьмут ни копейки, потому что вы гость, а с гостя денег брать нельзя. И в этом, кстати, своеобразный парадокс развития туризма в горных районах, куда еще не дошел массовый туризм.
И все-таки это не опасно?
- Вы знаете, меня и друзья все время спрашивают об этом. Многим хочется поехать, всем интересно, можно ехать или нет. Можно сказать, что в плане именно путешествия – это такая авантюра в позитивном ключе. Что касается безопасности при самостоятельном путешествии – там есть опасные районы, но они закрыты для посторонних, это небольшие районы, где действует особый режим и куда просто так попасть невозможно. Вы можете прекрасно путешествовать и прокладывать свой маршрут, избегая этих мест. В целом, слухи об опасности сильно раздуты, и одной из задач проекта было показать людям, что же там на самом деле, развенчать этот негативный образ. И у меня, кстати, появились настоящие друзья практически во всех республиках после путешествия. Немного, конечно, как и должно быть – это люди, которые с нами там работали и просто помогали, люди очень содержательные, интересные, надежные.
А вы сразу представляли себе, что из этого получится?
- Во время работы над проектом "Хребет. Кавказ от моря до моря" и его концепцией чуть ли не самым увлекательным занятием было планирование экспедиций. В этом проекте их было около 15 в течение двух лет. Мы изучали карты, смотрели, как и где расположены объекты, в том числе, те, на которых работает компания "КСК" – это действующие или будущие курорты Северного Кавказа, и такие известные, как "Архыз" или Приэльбрусье, и те, которые только в проекте, как, например, "Ведучи" в Чечне.
То есть любой турист может, вдохновившись вашей работой, взять фотоаппарат и поехать снимать Кавказ, так сказать, "по стопам"?
- Не совсем. Мы поднимались и туда, куда могут добраться только самые опытные альпинисты. Но у нас благодаря нашему партнеру был крайне профессиональный летный отряд – мы много работали на вертолетах. Альпинистских задач мы не ставили, нам надо было организовать съемку в уникальных местах. Например, как-то оказаться на Казбеке и оттуда снять рассвет, а туда не дойти, если вы не профессиональный альпинист. Думаю, что с нами работали лучшие горные пилоты страны. До этой работы я просто не подозревал, что можно так летать на вертолетах – недоступных мест для нас не было. Единственное, что могло повлиять на планы экспедиции – это погода, которая в горах всегда диктует свои условия.
Так что в итоге увидит зритель?
- Если говорить о проекте в целом, то сама концепция проекта "Хребет Кавказ от моря до моря" родилась практически сразу. Потом мы ее дорабатывали, погружаясь в материал, учитывая множество факторов, как, например, сезонность, условия работы в высокогорье. В итоге мы нашли точки, которые можно было использовать как опорные пункты для рассказа.
ФОТО: "ФОТОПРОЕКТ "ХРЕБЕТ. КАВКАЗ ОТ МОРЯ ДО МОРЯ" (АНТОН ЛАНГЕ, АО "КСК")"
Путешествие начинается на востоке в древнем городе Дербенте, который стоит на Каспийских воротах. Мы начинаем свой путь весной, когда солнце встает из Каспийского моря, и движемся на запад. Затем в разгар лета попадаем на крышу Кавказа в самую высокую часть – Эльбрус, Безенги, Казбек. Как раз в этот момент альпийское цветение достигает самых больших высот. А уже к осени мы спускаемся в более лесистый западный Кавказ, там находится Кавказский заповедник, наверно, один из главных природных резерватов нашей страны – 350 тыс. га. Что тут можно сказать – это огромные, будто сказочные деревья, а золотая осень такая, что на нее больно смотреть. С этой ослепительной золотой осенью мы спускаемся к берегу Черного моря, где и ставим точку путешествия.
У вас получилось путешествие из весны в осень, а что насчет зимы?
- Да, была и зима, она проходит на уровне Архыза, Эльбруса. Мы, кстати, сняли проект внутри проекта, впервые в истории Северного Кавказа постановочно с трех вертолетных бортов нам удалось снять катание фрирайдеров.
Благодаря отличной команде пилотов, фрирайдеров, операторов и фотографов получилось снять "Кавказский фрирайд" – спуск с вершины Эльбруса, от которого просто захватывает дух. Получился потрясающий фильм, на книжной ярмарке "Красная площадь" в Москве мы обязательно покажем трейлеры, часть этих материалов.
Довольны ли вы получившимся результатом – фотоальбомом "Хребет. Кавказ от моря до моря"?
- Альбом получился, на мой взгляд, удивительно хорошим, там уникальные фотографии, авторские тексты, блестящий английский перевод – современное двуязычное издание на 400 страниц. Альбом пока был издан ограниченным тиражом и не поступал в продажу, но я как автор прилагаю все возможные усилия, чтобы "Хребет. Кавказ от моря до моря" достиг широкого круга читателей.
Сейчас колоссальными темпами растет интерес людей к путешествиям по нашей стране и к художественным изданиям, посвященным России, ее отдельным регионам, в том числе, конечно, и Северному Кавказу, но при этом нужно понимать, что издание художественного альбома такого высокого уровня – очень сложная и дорогостоящая задача. Моя боль как автора проекта – что так и не поступил в широкую продажу альбом "Россия из окна поезда", я надеюсь, что альбом "Хребет" не разделит эту судьбу.
ФОТО: "ФОТОПРОЕКТ "ХРЕБЕТ. КАВКАЗ ОТ МОРЯ ДО МОРЯ" (АНТОН ЛАНГЕ, АО "КСК")"
Мы стараемся делать все, чтобы проект был максимально представлен в интернете. Сайт проекта "Хребет" пока в работе, но там будет больше материалов – общее описание проекта, кадры, фотографии, развороты альбома, короткие фильмы.
Вы планируете продолжать работу над проектом?
- Конечно, тот материал, который нам удалось собрать, заслуживает огромной выставки в масштабе Манежа – это 300-350 больших работ и гарантированная очередь на входе за билетами.
Хотелось бы издать альбом для широкой публики, выпустить авторский фильм по итогам наших экспедиций. И надеюсь, что мы дойдем до выставки, это, конечно, сложное и трудоемкое дело, но нужное.
ФОТО: "ФОТОПРОЕКТ "ХРЕБЕТ. КАВКАЗ ОТ МОРЯ ДО МОРЯ" (АНТОН ЛАНГЕ, АО "КСК")"
Как художественный руководитель проекта "Хребет. Кавказ от моря до моря" могу сказать, что он пока не завершен и до сих пор находится в стадии реализации. Осталось много мест, куда хочется вернуться. Хотелось бы посвятить еще время отдельно Дагестану.
Весь Кавказ – это удивительный и неповторимый регион, с его невероятной мозаикой ландшафтов, людей, национальностей, обычаев, с этими башнями, руинами покинутых горных городов, золотой осенью и стадами зубров в заповеднике.
Мы, конечно, еще хотим, чтобы то, что у нас получилось, увидел и сам Северный Кавказ. Может быть, сделать передвижную выставку. Чтобы и люди, которые там живут, которые нам так помогали, имели возможность это увидеть. То, что мы сделали, мне кажется, меняет восприятие Северного Кавказа, но меняет именно потому, что это художественная работа, а не "создание имиджа". И сам я хотел увидеть все это своими глазами, почувствовать поэзию места, воздух, атмосферу, людей, энергетику, все, из чего складывается наше личное восприятие.
Вы вернулись бы на Северный Кавказ просто как турист?
- На самом деле, я как турист никуда не езжу. Как путешественник – да, безусловно. Вернуться можно в рамках того же проекта, его продолжать, расширять. Проект стал значительной частью моей жизни, такое нельзя просто оставить и забыть.
ФОТО: "ФОТОПРОЕКТ "ХРЕБЕТ. КАВКАЗ ОТ МОРЯ ДО МОРЯ" (АНТОН ЛАНГЕ, АО "КСК")"
Вообще я путешествую всю жизнь, но не могу сказать, что Кавказ можно сравнить с каким-то еще местом на планете. Огромная удача наша общая российская, что у нас есть Кавказ такой, какой он есть, сохраняющий свою аутентичность жизни, уникальность природы, что бы там ни происходило. Может быть, есть плюс и в том, что не всю горную цепь охватила инфраструктура цивилизации, и, путешествуя здесь, вы попадаете в первозданный мир.
В целом, хотелось бы продолжить эту линию деятельности – визуализации России. Поэтому, конечно, думаю и о Кавказе, и о других местах в контексте этой темы, например, о Дальнем Востоке.
Презентация фотоальбома "Хребет. Кавказ от моря до моря" Антона Ланге и АО "Курорты Северного Кавказа" прошла в воскресенье, 5 июня, в 12:30 в шатре "Регионы" на территории книжного фестиваля "Красная площадь".
Источник: Интерфакс-Туризм