Швейцарские книги к 150-летию первого восхождения на Маттерхорн и не только…
На книжных прилавках Церматта всегда имелся десяток наименований, посвященных истории восхождений на Маттерхорн. Спрос на них устойчив, интерес стабилен. Но к прошлогоднему юбилею, к 150-летию первого восхождения, как следовало предполагать, вышла целая обойма новых изданий. В разных странах, в разных жанрах и по-разному оценивающих одни и те же факты.
История первого восхождения на Маттерхорн много раз описывалась на русском языке и далеко не всегда близко к правде. На Википедии всё описано качественно
В поисках правды. Швейцарские авторы продолжили традицию…
Die Suche nach der Wahrheit – так называется выставка документов, связанных с первым восхождением. Ее сделал прямой потомок гидов Таугвальдеров, героев 1865 года, Маттиас Таугвальдер.
Профессиональный фотограф с высшим техническим образованием, Маттиас является квалифицированным альпинистом-любителем, много раз поднимавшимся на Маттерхорн. Современный Таугвальдер много времени провел в архивах, перебирая документы позапрошлого века. И нашел немало интересного. Вряд ли абсолютно сенсационного, но позволяющего всё же распознать какие-то новые оттенки в старой истории. Сразу скажем, поиск был изначально ангажированным. Его инициатор искал факты, которые позволят улучшить имидж его предков и, соответственно, принизить роль Уимпера. Как известно, на спуске с вершины после первого восхождения трагически погибли четверо альпинистов, а трое остались в живых. Это отец и сын Петеры Таугвальдеры и Эдвард Уимпер, которому достались все (несколько сомнительные) лавры победителя Маттерхорна. По большому счету Таугвальдер-старший удержавшись тогда на ногах, спас жизнь Уимпера. Но англичанин в своей книге написал о гидах много нехорошего.
С точки зрения специалиста ясно, англичанин всего лишь неверно расставил в своем повествовании акценты.
Однако на обывательском уровне еще существуют представления об обрезанной веревке, фигуры Таугвальдеров описаны как мрачные, дикие и не очень умелые. Потомки Таугвальдеров уже не первый раз выходят в свет с поисками правды. До Маттиаса это был известный писатель Ханнес Таугвальдер с его книгой: Der Wahrheit näher - Die Katastrophe am Matterhorn von 1865
Но это тема, заслуживающая отдельного рассказа, достаточно большого...
Выставка в Центральном музее продлиться до 3 апреля 2016.
К выставке и была выпущена книга – каталог, альбом и повесть в одном флаконе
Matthias Taugwalder, 30 x 23 cm, 204 Seiten, reich illustriert
mit vielen Originaldokumenten, ISBN 978-3-906118-33-8
Deutsch/Französisch/Englisch, Fr. 42.–
На издание книги Маттиас собирал деньги в интернете и удачно:
Вообще то историческое, первое восхождение на Маттерхорн случилось достаточно спонтанно. Уимпер, испуганый намерением итальянцев, собрал группу из первых попавшихся на его пути альпинистов. Все они не планировали идти на Маттерхорн в ближайшие дни и может даже вообще в этом сезоне. Это я к тому, что на месте Таугвальдеров вполне могли оказаться представители другого, еще более знаменитого рода гидов - Бинеров. Тогда их было сразу несколько братьев среди ведущих гидов район. Однако выбор судьбы пал на Таугвальдеров.
В нынешнюю эпоху в Швейцарии, в Церматте, много Бинеров и Таугвальдеров, хотя разброс по профессиям уже очень велик. Так один из Бинеров является одним из самы модных
архитекторов Швейцарии, автором, среди прочего , сумасшедшего проекта строений на Малом Маттерхорне.
Автор Hermann Biner (слева) и издатель Rico Erpen
Книга другого Бинера, Херманна, посвящена не столько первому восхождению как таковому, как его роли в истории Церматта. И прежде всего, как это (трагедия) повиляло на общие процессы становления культуры восхождений с гидами, на формирование сообщества гидов.
Hermann Biner / Bergführerverein Zermatt
Versionen: Deutsch, Englich, Französisch
21 x 25 cm, 164 Seiten, reich illustriert
„Matterhorn – Bergführer erzählen“ Горные гиды рассказывают. Так назвал свой сборник историй многолетний хозяин хижины Хёрнли, опытнейший (потомственный) горный гид Курт Лаубер. Это такая книга для чтения для нового поколения горцев, охватывающая всю историю взаимоотношений
Далее
По статье Лицом к лицу с альпийскими колоссам
Автор: Лейла Бабаева (Наша газета)
В преддверии Рождества в издательстве Guérin вышли две книги швейцарских фотографов Мориса Шобингера («Face à face») и Самюэля Биттона («Majestics»), где представлены фотографии заснеженных альпийских пиков – новый взгляд, новый ракурс, потрясающие панорамы. |
Горы… На протяжении всей человеческой истории они приковывали внимание людей: устремленные в небесную лазурь пики, казалось, силились оторваться от земли и соединиться с вечностью. Место покоя, медитаций, раздумий. Источник наслаждения для взора, слуха и ума: строгость линий, вечное безмолвие, незапятнанная чистота. Казалось, только здесь человек был способен понять неумолимо жестокую правду жизни, здесь обретал полное спокойствие, вдали от городской суеты, познавал истинную свободу. Сюда испокон веков уходили жить суровые аскеты, пророки, отшельники, правдолюбцы, не признававшие услад человеческой цивилизации.
Горы манили к себе, горы пугали. Их изображения мы встречаем еще в доисторических наскальных рисунках. Пристанище для гонимых и обойденных, свободолюбивых и непокоренных, величественные склоны Альп приютили многие народы, которые создали здесь процветающие поселения.
А это сам пик Обер-Габельхорн, Пеннинские Альпы, высота – 4063 метра (hebdo.ch)
Прошли столетия, тысячелетия. Люди покорили недостижимые прежде вершины, запечатлели седые шапки гор на бесчисленных полотнах, гравюрах, рисунках, фотографиях. Современная молодежь не мыслит походы в горы без спортивных приключений, съемок при помощи экшн-камер или дронов. Благодаря новинкам видеотехники мы смогли попутешествовать по самым невообразимым кручам, заглянуть в бездонные пропасти, пронестись над пиками, устремиться в снежную бездну в костюме-крыле (вингсьюте). Интересные снимки, сделанные на суперсовременные камеры, нередко обрабатываются при помощи специальных программ. Авторы фотографий стараются ошеломить зрителей размахом и грандиозностью творений природы, как во время освоения Альп публику изумляли художники, стремившиеся передать их величественность и свое преклонение перед природой.
Морис Шобингер из Веве (кантон Во) не любит «ряженые горы», как он называет слишком зрелищные снимки альпийских панорам. Для своей предпоследней книги он делал фотографии с вертолета на высоте 4000 метров. Выйдя в 2008 году, книга «Высота 4000» разошлась в Романдской Швейцарии десятитысячным тиражом.
Автор сам устанавливает себе правила съемки – высоту, наклон камеры, – и в результате получаются оригинальные произведения, своего рода диалог с природой.
В одном из разговоров с горным проводником Пьером Абрамовски фотографу пришла идея сопоставить два ракурса: один – удаленный и круговой, другой – устремленный на горы, пишет журнал Hebdo. Мысль легла в основу книги «Face à face» («Лицом к лицу»): Шобингер помогает зрителю невидимкой проникнуть в альпийское царство, почувствовать, что видит вокруг себя гора, что ее окружает. В фотоальбоме чередуются снимки горных вершин, сделанные с вертолета на средней высоте, и панорамные снимки на 180 градусов, позволяющие представить окрестный пейзаж, так сказать, «глазами» самого горного колосса. Или глазами альпиниста, остановившегося во время подъема, чтобы осмотреться вокруг.
В книге собраны фотографии 44 швейцарских и савойских пиков. Стремясь к единообразию своего «повествования», Шобингер проводил фотосессии при одинаковом освещении, когда небо было слегка подернуто пеленой облаков. В таких условиях изображения Альп получаются четкими, и, одновременно, их контуры прорисовываются мягкими линиями. Если одни снимки позволяют отрешиться от реальности и просто созерцать творения природы, то при виде других сердце наполнится негодованием: тающие ледники и вечная мерзлота, которой тоже угрожает потепление климата.
Морис Шобингер известен большим интересом к нашей стране. Одна из его ключевых работ – это большой альбом посвященный Волгограду:
Вторая книга – «Majestics» («Величественные») – «подписана» фотографом из Шабле Самюэлем Биттоном. Информатик по образованию, Самюэль любит привнести в свои фотоработы насыщенные цвета, яркие контрасты, максимальный эмоциональный накал. Его снимки – своеобразный антипод «Face à face», здесь представлены захватывающие дух панорамы, величие альпийской природы. Шестьдесят фотографий были сделаны в швейцарских Альпах на протяжении последних двенадцати лет.
Автор не скрывает, что использует в своей работе светофильтры, тщательно и долго обрабатывает фотографии на компьютере. Он считает себя, прежде всего, художником, который стремится запечатлеть свет после грозы в горах или картину заката над Альпами. Самюэль Биттон – любитель сиюминутной эстетики в фотографии, он пытается поймать момент, красоту природы, ее богатой цветовой гаммы.
Оба издания станут хорошим сюрпризом на Рождество, ведь книга, отлично оформленная и с впечатляющими иллюстрациями, была и остается излюбленным подарком швейцарцев.
Предисловие к книге Бриттона написал Бенуа Эймон.
Нам он прежде был известен как режиссер, автор альпинистских фильмов. Однако как самый настоящий женевец Бенуа является энциклопедистом, от альпинизма: он еще – журналист, телеведущий и писатель. Свою третью книгу он посвятил истории Эдварда Уимпера и его эпопее восхождения на Маттерхорн. Это, в отличие от вышеуказанных книг, чисто литературный труд. Беллетристика с элементами фикшен. Интересно бы почитать, ведь если судить по предыдущим произведениям, этот человек не может халтурить.
Кроме того издано