Внутренний курс компании: 1 $ = 107.71 ₽
+7 800 222-88-48

Осенью прошлого года издательство Оксфордского университета выпустило книгу американского профессора, одного из ведущих специалистов по Непалу и Тибету,  Дэниэла Тейлора.  В ней он как-бы подводит итоги  своей многолетней работе по поискам йети, по изучению всех фактов и артефактов, связанных  с легендой об «ужасном снежном человеке».

 

Книга называется The Ecology of a Mystery.

 

 

 

Тейлор родился в Индии, где его родители работали в миссионерском госпитале и еще в раннем детстве столкнулся с мифом о йети, что в переводе, кстати, значит – «существующий». А научная его работа отмеряна так: с 1956 по 2015 год.

 

 

 

 

Дэниэл был одним из немногих, а может быть единственным, кого на изучение йети отправлял лично король Непала. Его Величество указал американскому ученому, что наиболее вероятным  местом «базирования» этого загадочного существа является  долина Баруна,  помог и «благословил» проведение экспедиции Тейлора в этот район.  Потом личными усилиями ученого было «пробито» решение о создании там  заповедника Makalu-Barun National Park. Тейлор провёл годы в путешествиях по регионам возможной встречи с йети, написал несколько книг, много сделал для охраны природы Гималаев и Тибета.

 

 

В книге дан обзор всех сведений и мифов о йети и делается вывод, что основной источник этих следов – гималайский медведь. Об этом редком животном читайте ниже в научно-популярной статье…

 

 

 

 

Дэниэл Тейлор читает лекцию

 

 

Бестселлер Тейлора, успех книги был большой неожиданностью для профессора

 

 

*******

 

Статья в журнале Наука и жизнь

 

«Гималайские йети» превратились в медведей

 

Снежные люди из Гималаев оказались тремя медведями и одной собакой.

 

По-видимому, если йети где-то и будет существовать, то только в массовой культуре.

 

 

Легенды о йети, или снежном человеке, наверно, можно услышать везде, где есть мало-мальски высокие горы, хотя наибольшей популярностью пользуются йети Гималаев, Алтая и гор Северной Америки. При этом, если говорить о Бутане, Непале или Тибете, то в их фольклоре снежный человек поселился давно, много веков назад. В наше время о йети более-менее заговорили, когда в 1951 году знаменитый альпинист Эрик Шиптон спустился с Эвереста с фотографиями гигантских следов, похожих на человеческие. С тех пор дискуссии о том, кем могут быть йети, не утихают: кто-то называет их последними неандертальцами на Земле, кто-то полагает, что йети – гигантские человекообразные обезьяны гигантопитеки (которые вымерли ещё в миллион лет назад), кто-то считает, что это гибриды людей и каких-то других приматов.

 

 

Впрочем, у биологов на сей счет есть свое мнение. Легендами в случае с йети, естественно, дело не ограничивается, и вашему вниманию могут предложить шерсть, кости и некоторые другие фрагменты снежного человека, которые в некоторых местах (в первую очередь в Гималаях) местные жители собирают уже на протяжении многих лет. И в волосах, и в костях есть ДНК, и вот несколько лет назад генетики решили узнать, что же за ДНК находится в шерсти, которую выдают за шерсть йети. Об этой работе мы писали: оказалось, что шерсть йети может принадлежать кому угодно – коровам, лошадям, людям, оленям, койотам и пр., – но только не «неизвестному человекообразному примату».

 

Однако в той работе был один интересный нюанс: ДНК двух образцов из Бутана принадлежала полярным медведям. Можно было предположить, что мы с имеем дело с каким-то гибридом полярного и бурого медведя, что когда-то, давным-давно, в Гималаях жили полярные медведи, которые потом исчезли отсюда, оставив свой генетический след. Однако, по мнению Шарлотты Линдквист (Charlotte Lindqvist), специалиста по эволюционной биологии из Университета Баффало, такие события по разным причинам кажутся маловероятными.

 

Линдквист и ее коллеги решили еще раз проанализировать ДНК «гималайских йети». Исследователи собрали девять биологических образцов, среди которых были кости, зубы, кожа, шерсть и даже фекалии – и оказалось, что восемь из девяти принадлежали медведям: гималайскому, тяньшанскому бурому и тибетскому бурому. Девятый же образец был собачий.

 

 

В общем, никаких невероятных медвежьих гибридизаций, очевидно, в Гималаях не было. В то же время, поскольку авторам работам для сравнения пришлось проанализировать ДНК местных медведей, то удалось выяснить некоторые любопытные моменты их эволюции. В частности, как говорится в статье в Proceedings of the Royal Society B, тибетский бурый медведь оказался близким родственником других бурых медведей из Северной Америки, Европы и Азии, а вот тяньшанский бурый медведь стоит от прочих немного особняком – его линия откололась от других бурых медведей около 650 тыс. лет назад.

 

Что до самих снежных людей, то не стоит думать, что «образцы йети» есть всегда результат преднамеренного мошенничества. Наша психология – штука сложная, и вера в мифическое существо способна сильно влиять на восприятие человека: нам и впрямь может показаться, что мы видели «что-то такое», так что потом мы будем выдавать найденную на месте происшествия шерсть за доказательство существования йети. Что ж, в этом случае очень кстати оказываются новейшие методы генетического анализа; то, что результаты работы опубликовали в уважаемом научном журнале, добавляет им веса.

 

Автор: Кирилл Стасевич

 

Источник:  Наука и жизнь, «Гималайские йети» превратились в медведей