Сваямбунатх - одно из самых популярных мест в Катманду.
Буддийский и индуистский храмовый комплекс, один из важнейших религиозных центров долины Катманду.
По легенде когда-то на месте долины Катманду находилось озеро. А холм, где сейчас находится Сваямбунатх, был небольшим островом посередине острова.
Один из семи Будд прошлого обронил семя лотоса на этот остров. Когда, спустя сотни лет, лотос стал расцветать, увидел его Боддхисаттва Манджушри. И так впечатлился, что разрубил мечом скалы, чтобы люди могли дойти до лотоса и увидеть его красоту.
Так образовалась долина Катманду. Небольшой остров стал холмом, на вершине которого стоит ступа, как прекрасный цветок лотоса.
Так это было или не так, теперь уже вряд ли кто-то расскажет. Однако, как религиозный центр ступа была известна уже в 5 веке.
Лично мне Сваямбунатх не нравится. Как-то там суетно, немного мусорно глазу от пестроты и количества построек. Нет душевности и атмосферности, как например, на Боуднатхе.
Поэтому если хочется покоя и буддизма - это на Боуду.
А Сваямбунатх... Ну, интересное место. Если время есть и вы первый раз в Катманду, что же не посмотреть.
Впрочем, это исключительно моё мнение. Кого-то это место очень впечатляет.
Однако, вы не подумайте, что обезьяним храмом я обозвала это место из-за личной неприязни.
Вовсе нет.
Обезьяний храм - второе название под которым в народе известно это место.
Назвали его так из-за огромного количества обезьян, обитающих на территории храмового комплекса.
И вот одна из причин, по которой я езжу на Сваямбу, как бы ужасно это не звучало - посмотреть на обезьянок в интерьере.
Добраться до Сваямбунатха из центра очень просто. Или минут за 20 на такси, стоимость поездки где-то в районе пяти долларов. Или можно прогуляться пешком. Неспешная прогулка займёт минут 45.
Храмовый комплекс находится на холме, куда ведут 365 ступеней.
И во все предыдущие приезды нас привозили или мы приходили к началу этой лестницы, а дальше мы топали пешком, что не так-то просто сделать.
Особенно после восхождения.
На этот раз водитель такси подвёз нас к входу с другой стороны, поднявшись на самую вершину холма.
Кстати, ещё один бонус от посещения этого места - вид на Катманду.
С вершины холма весь город виден как на ладони.
Первое, что видит турист (да и не только турист), попавший на территорию храмового комплекса не по лестнице, а по объездной дороге - пруд со статуей Будды посередине.
Знаете, чем заняты эти люди?
Говорят, что если попасть вот в тот горшок, установленный внизу у воды, то загаданное желание исполнится.
Вот все и кидают монетки.
Откуда они берут монетки?
Здесь же рядом менялы с ровными стопочками монеток. Продают их за бумажные деньги.
Наверняка, вечером все монетки из фонтана собираются, опять упаковываются в ровные стопочки и снова идут на продажу.
По-моему, прекрасная бизнес-модель.
Потому что вот лично у меня даже никаких особых желаний не было. Кроме желания посмотреть, попаду ли я монеткой в горшок.
Итого - минус немного денег и пять минут удовольствия от кидания монеток.
При чём каждый раз кажется, что ты уже почти попал и в следующий раз попадёшь обязательно.
Впрочем, я эту фигню знаю. Пару раз с одноруким бандитом рубились.
Тоже всегда казалось, что ещё немного, и я озолочусь...
В данном случае потраченных монеток было совсем не жалко. Жалко было, что они очень быстро закончились.
Зато пришли обезьянки.
Тут я вспоминаю, что мы не только обезьянок смотреть пришли. И мы идём сначала смотреть стоящий немного в стороне буддийский храм, ступу и индуистский храм.
В Непале, да и не только в Непале, во многих азиатских странах буддизм и индуизм тесно переплетены и делят одни и те же священные места.
Мне всегда казалось, что они как-то их без претензий делят.
И толко читая про Сваямбунатх, я наткнулась на вот такое:
Существует пророчество, согласно которому «когда придут есть ступу два клыка» начнётся упадок буддизма в Непале. Четвертый Камтрул Ринпоче Чоки Нима (1730-1780) в своём «Путеводителе по Святым местам Долины Катманду» (Wyl. kham sprul gnas yig), утверждает, что это относится к двум индуистским храмам, напоминающим по форме клыки, которые были построены несколько сотен лет назад по сторонам от главной ступы. Приблизительно 200 лет назад один из них стал разрушаться, что вызвало радость у местных буддистов, пока правительство не решило восстановить её.
Вот оказывается и здесь всё не так просто.
А где просто.
Вернёмся к обезьянам. Казалось бы - милые звери.
Но стоит подойти поближе...
А ещё всех посетителей храмового комплекса предупреждают, чтобы они держали свои вещи покрепче, а солнцезащитные очки и вовсе спрятали. Ибо эти обезьяны не чураются открытого разбоя.
И на этой радостной ноте, рассматривая по дороге всё, что здесь есть интересного, мы идём к главной ступе.
К той ступе, которая цветком лотоса распустилась на острове.
И откуда открывается лучший вид на Катманду.
Вокруг ступы расположены храмы, всяческие строения и сооружения.
При желании вы, наверняка, в интернете сможете найти описание, кому эти храмы посвящены, и что сооружения означают.
Я же просто покажу картинки. И пусть каждый увидит в них что-то своё.
вот и та самая лестница в 365 ступеней. Мы решили, что раз уж не поднялись, то хотя бы спустимся с неё.
Ну и в завершение нашей прогулки вот вам ещё пара фотографий обезьян. В награду за терпение.