Внутренний курс компании: 1 $ = 114.49 ₽
+7 800 222-88-48

6 Октября 2018, 22:33

Спектакль с одним актером и одним героем…

 

На сцене театров в Великобритании Вы можете найти моноспектакль, посвященный великому герою альпинизма Джорджу Мэллори.  Это еще одна оригинальная версия уже почти библейской легенды о храбром рыцаре, положившем свою голову  за честь  империи. 

 

 

На сцене рассказ ведется  от имени самого Мэллори, взошедшего на Эверест, выжившего и дожившего до старости. Я, естественно, спектакля  не видел и не слышал, хотя amazon предлагает купить аудиоверсию – за три с половиной фунта.   Сужу больше по рецензиям и отрывкам. Кому надо, может найти: John D Burns Beyond Everest.

 

Джон Бёрнс не раз в своем творчестве обращался к теме альпинизма. Сам любит ходить по горам. И уверен, что Мэллори был на вершине Эвереста...

 

 

Спектакль был представлен на знаменитом эдинбургском фестивале Фриндж в 2014 году, наряду с сотнями других перформансов. Затем записан в студии и доступен для всех в 50-минутной версии. Почти час восторженного монолога человека, который из чувства долга перед отечеством восходит на самую высокую гору мира. Детали не важны, важна абсолютная победа духа над материей.

 

In the end I think at this is a story about sacrifice. Mallory felt it was his duty to climb the mountain and to give a nation, devastated by the losses of the First World War, back its pride.

 

Mallory’s story is, essentially a human story. He was an ordinary man, a school teacher, a father, placed in exceptional circumstances. I doubt if he would have seen himself as a hero, simply as man doing what he must for his country.

 

 

 

Сразу  скажу,  что, по моему мнению, шансов взойти у связки Мэллори – Ирвин в июне 1924 года был абсолютный ноль.  Но  мы в мире искусства…  Предположим. Если бы Мэллори взошел и вернулся – он стал бы богатым человеком, звездой мирового уровня. Сэром, пэром, академиком, автором  бестселлеров с рекордными тиражами. Он, кстати,  об этом думал без конца во время экспедиций -  о чем еще думать, когда высота тупит.

 

Есть такая версия, что Мэллори  страстно хотел  добраться до вершины Эвереста, чтобы навсегда покончить с экспедициями и спокойно вернуться к счастливой семейной жизни. Смешно. Для меня нет сомнения, что в случае победы на Эвересте (увы, шансов не было никаких) не прошло бы года, как Мэллори собрал бы экспедицию на К2 или на Канченджангу, что было бы доступно.

 

Канадский интеллектуал Уэйд Дэвис развил целую теорию на 800 страницах о том, что Мэллори сознательно пожертвовал своей жизнью. И это, по его мнению,  связано было с особым влиянием на человеческую психику Первой мировой войны.  Мол, с одной стороны все воевавшие готовы были в любую минуту отдать жизнь за славу родины. А с другой стороны смерть для них стала привычным делом, массовая гибель людей сделала их невосприимчивыми к любым потерям. В том числе и спокойно были готовым умереть сами.

 

А  мне вот  кажется, что ровно  всё наоборот. Ужас той войны был в полном детерменизме. Людей просто тысячами убивали в бесконечной окопной войне. Победить было невозможно, только перестоять – на выдержке. И восторженный энтузиазм патриотизма первых недель быстро сменился на фронте ненавистью к этой бойне.

 

Конечно, отношение к смерти у людей изменилось, но и к риску тоже. Как после Первой, так и после Второй мировых альпинизм возрождался не быстро. Просто так рисковать жизнями никто не хотел. Отчаянные безумцы, которым «всё - всё равно», приходят штучными партиями лет так через 5-7 после окончания войн.

 

 Зрелый Мэллори к безумцам никак не относился. Он был неплохим отцом, забота о семье была у него на первом месте. Эверест, по началу, его не интересовал вообще. Авторитеты смогли уговорить Джорджа (просто альпинистов в Англии  тогда были единицы) и он вскоре понял следующее.  Во-первых, что это перспективное дело и на Эвересте можно сделать карьеру. По крайней мере, улучшить своё социальное положение, состоянием которого он тяготился. Во-вторых, не так и плохо по три месяца проводить в экспедициях, ведь горы он всё-таки любил. Как и альпинистский быт. Жаль, что во время его с Сэнди штурмового выхода было допущено несколько грубых ошибок, приведших к гибели. Но ведь они были первыми, многое еще было неизвестно… 

 

Однако вернемся к началу. Да, каждой нормальной стране по-прежнему нужны герои. Это до некоторой степени удивительно. Ведь в современном информационном мире никого не обманешь. Сейчас война – технология, альпинизм – либо бесполезное развлечение, либо опасный бесполезный спорт. Этим прославить страну просто невозможно. Но герои нужны. Ладно, только компаниям, производящим снаряжение. Им нужно персонализировать свои продукты для лучших продаж. Или государству, чтобы вербовать на службу  потенциально новых героев. Но и просто общественности, литераторам и артистам. В Великобритании почти с полной уверенностью говорят о том, что Мэллори и Ирвин были на вершине Эвереста. Это герои, отдавшие жизнь во славу родины. И всё тут. Причем здесь логика, это же эпос!