Внутренний курс компании: 1 $ = 106.72 ₽
+7 800 222-88-48

 Пару лет назад  итальянский  музей кино в Турине Museo Nazionale del Cinema di Torino  восстановил и опубликовал в сети  пару горных фильмов начала прошлого века. Повод для того, чтобы бросить взгляд на первые страницы истории горного кино…

 

 Маттерхорн – символ альпинизма даже больший чем Монблан или Эверест. Его мистический, иррациональный образ  всегда был в центре внимания альпинистов и деятелей искусства. Не случайно, что именно с этой горы начинается действие фильма, под названием “Bergfilm”.  Работа южнотирольского режиссера Михаэля Вахтлера, представленная более 10 лет тому назад на фестивале Вертикаль в Москве.

 

 

 Группа первовосходителей в радостной эйфории и в танцевальном ритме обваливает в сторону своих соперников  вершинный снег.  Внизу, по ступенчатым скалам идет  альпинист, вот он их  замечает и останавливается. Мы видим красивое мужественное лицо артиста и режиссера фильма Луиса Тренкера. Его герой, итальянский гид Жан-Антуан Каррель в отчаянии садится на снег. Он проиграл борьбу за вершину, всё в жизни потеряло смысл, полное отчаяние……

 

 

 Аннотация к фильму “Bergfilm”: Автор выбрал темой 100-летнюю историю горного кино. Он прослеживает путь, пройденный за этот период на примере деятельности отдельных выдающихся представителей этого направления в искусстве. Это - Арнольд Фанк, который от документальных фильмов первый перешел к съемкам полнометражных фильмов о горах и альпинизме в 20-е годы. Это – актер, режиссер и писатель Луис Тренкер. Какую роль они сыграли в истории горного кино ? Автор проводит широкое исследование этого вопроса.

 

 Начало

 

  Кино стало последней и самой большой сенсацией конца XIX века.  История кинематографа небольшая, и известна даже точная дата его рождения - это 28 декабря 1895 года. Тогда в "Большом кафе" на бульваре Капуцинов в Париже состоялся публичный показ "кинематографа братьев Люмьер".  Cразу после своего изобретения кино быстро набирало популярность. В каталоге фильмов основоположников, братьев Люмьер в 1896 – 97 гг,  обнаружено пару коротких сюжетов,  которые могли бы быть связанных с горами. Однако от них остались только названия - «Тирольские пляски», например.  Наверное, самым правильным было бы назвать первым в жанре Жоржа Мелье, который  в 1896 году снял  сюжет «Опасный участок на Монблане». Возможно, его инициатива подвинула Люмьеров снять в 1900 году целую серию сюжетов в Шамони, на склонах Монблана и леднике Мер де Гляс. В это же время снимаются первые американские фильмы о восхождениях в Скалистых Горах.

 

 

  Первый фильм  о восхождении на Маттерхорн бережно хранится в музее альпинизма  в Турине. Это самый старый сохранившийся фрагмент. Долгое время считалось, что его автор неизвестен. Однако нашлись исследователи, пролившие свет на это историческое событие. Съемки производились в 1901 году американцем Бёрлингхэмом по заказу владельца церматскими гостиницами  Александра Зайлера (так что это был первый рекламный фильм). Гидами были Феликс Жюльен, Пьер Перрен и некий норвежец Детлефсон. Продолжительность фильма – 6 минут, показан весь ход восхождения снизу и до вершины. Хотя кадры делались в каком-то хаотичном порядке. Скорее всего, не вся пленка была правильно проявлена.

 

 

 

И вот мы имеем возможность увидеть эти кадры. Кадры самого старого из сохранившихся горных фильмов. Наверное, в жизни герои двигались не так резко и мир вокруг был ярким и цветным, а не серо-белым. Автор пытается показать панораму, но мы смотрим, прежде всего, на людей. Похожи ли гиды 1901 года  на продолжателей своего дела из XXI века . Горы стоят практически те же, а в жизни общества произошли колоссальные изменения. Во многом благодаря волшебной силе (кино)искусства !

 

 Чуть позже публичный успех в Париже имел фильм Феликса Мезгиша «Драма на леднике Блюмлисальп» (1905 г). Оператор случайно оказался с камерой в Кандерштеге (он возвращался со съемок в России), когда в горах произошел несчастный случай. Он вместе с местными гидами вышел на ледник и снял эпопею  транспортировки несчастных. Остались воспоминания Мезгиша, как тяжело ему было всё делать в одиночку, стараясь с тяжеленной камерой успеть за ходом событий.

 

Кадр из фильма

 

 

 Одной из первых компаний, специализировавшей на хроникальной съемке, была создана в Англии.”Warwick Trading Company” пытался создавать хроникальные сюжеты, интересные для продажи. В Альпы он командировал с камерой Фрэнка Ормистона-Смита. В 1902  году  англичанин снимает восхождения на Монблан и Шрекхорн. В 1903-м, снимает уже полноценный фильм о зимних Альпах. Затем следует Маттерхорн и Юнгфрау, серия о зимнем спорте, снимает сюжеты по заказу Тирольского правительства.  Затем получился удачный, значительный фильм о сложном скальном восхождении на Чима Гранде ди Лаваредо (1907г).

 

  В это же время появляются игровые фильмы о горах. Здесь впереди всех – американец Эдвин Портер. Первый, частично горный, фильм был просто «вестерн» в горах – «Большое ограбление», 1903 год. В 1907-м в студии Нью-Йорка он же снимает фильм «Потерянные в Альпах», не имевший большого успеха. В отличие, от следующего, вызвавшего сенсацию. В 1908 году выходит «Спасенный из орлиного гнезда». Орел, зачем-то, наверное, ради выкупа, уносит к себе в гнездо младенца. Но отец платить не собирается, он карабкается по невероятным скалам и в борьбе с грозной птицей одерживает победу. Съемки и монтаж поразили современников.

 

 

 

В 1907 году впервые на экран выходят фильмы о горных лыжах (впрочем, тогда и разницы между типами лыж не было). Два фильма:  «Международные соревнования в Шамони» и «Международные соревнования в Санкт-Морице».

 

   Первый экспедиционный фильм сняли итальянцы. Это благодаря  уникальным финансовым возможностям организатора исследовательской экспедиции  в район вершины К2, члена королевской семьи Герцога Луиджи Амадео Абруццкого. В Каракоруме достаточно успешно работали над киносъемкой великий горный фотограф Витторио Селла и оператор Марио Пьяченца. Позже Пьяченца снимает несколько удачных фильмов, среди них «Червино» и «Восхождение на Дан дю Жеан». Они признаются лучшими   в довоенное время репортажами об альпинистских восхождениях.

 

Тем временем добираются до гор  популярные тогда комики. Такие корифеи немого кино как Кретинетти, Полидор и, самый знаменитый, Макс Линднер. Последний дважды в 1910 и 1911 годах приезжал в Шамони для съемок.

 

В это время молодой ученый геолог, пламенный альпинист и горнолыжник Арнольд Фанк принимает участие в съемках фильма о восхождении на вершину Монтероза на лыжах. В качестве оператора. Интересно, что до этого Арнольд ни разу не был в кино, и представлял все только на основе рассказов…  Но это уже начало другой истории  - истории «золотого века» горного кино….

 

Итак Марио Пьяченца (1884 – 1957). Сын богатых родителей, двоюродный брат Витторио Селлы. Собственно, следуя его примеру увлекся альпинизмом, горной фотографией, а потом и кино. В 1906 году он с гидами совершает первое прохождение ребра Фурген на Маттерхорн.  В 1910 году Марио посетил Кавказ Большой и Малый. Среди его восхождений – новый маршрут на Дыхтау. Затем была экспедиция в Каракорум  с герцогом Абруццким и Селлой, а потом самостоятельная в Ладак. После войны занимался в основном  научной  деятельностью.

 

 

Червино

 

 

 

Восхождение на Дан дю Жеан